Рабочая программа по реализации дополнительной образовательной программы декоративно- прикладного исскуства народов КЧР Завиток docx

1

№п/п
1

Содержание

стр

Целевой раздел
Пояснительная записка

3

Цели и задачи реализации программы

3

Принципы и подходы к формированию программы
Значимые для разработки и реализации «Программы»
характеристики

4
4

1.4.

Прогнозируемые результаты к концу года
Формы проведения итогов реализации программы
Целевые ориентиры
Содержательный раздел

5
5
8

2.1.

Модель организации работы, форма занятий, методы и приемы

8

Работа с родителями

8

Учебно- тематический план

9

Интеграция регионального компонента в образовательные области
ООП ДОУ.
Содержание рабочей программы
Методы и приёмы реализации программы.
Формы работы
Комплексно- тематическое планирование работы
Организационный раздел
Организационно- педагогические условия

9

Кадровые
Материально – техническое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы

15
15
15

1.1

1.2.
1.3.

II

2.2.

III

3.1.
3.2.
3.3

11
11
11
12

2

1. Целевой раздел
1.1Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительной образовательной программы «Завиток» (декоративноприкладное искусство народов КЧР). Разработана:в соответствии с ФГОС дошкольного
образования, с учетом парциальной программы под редакцией Соломенникова О.А.
Скоролупова О.А. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» /О.Л.Князева,
М.Д.Маханева/, учебно – методических пособий «Как научить детей любить Родину» /Ю.Е.
Антонов, Л.В. Левина/, «Воспитываем маленького гражданина» /Г.А. Ковалева/, учебной
программы «Познай мир», пособие по краеведению и природоведению «Путешествие по
ожерелью Северного Кавказа» /В. Гаазов./
В Программе отражено содержание образования детей от 6 до 7 лет, формируемое
участниками образовательного процесса с учетом климатических, национально – культурных,
демографических, социально – экономических и социокультурных условий КарачаевоЧеркесской Республики.
Программа предлагает новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании
детей, нацеленные на приобщение детей к народной культуре. Основная цель программы –
способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщать их к богатому
культурному наследию народов Карачаево - Черкессии, заложить фундамент для освоения
детьми национальной культуры, для чего дети должны знать жизнь и быт народа КЧР, его
характер, присущие ему нравственные ценности, традиции, особенности материальной и
культурной среды.
Теоретическую основу программы составляет известное положение о том, что дети в
процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим
ценностям. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Родная
культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Патриотизм
тесно связан с духовностью личности, с ее глубиной, поэтому педагог, не будучи сам
патриотом, не сможет пробудить чувство любви к Родине. Именно «пробудить», а не заучить и
не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное начало, которое обретается и
переживается индивидуально. Только педагог-патриот способен передать дух национальной
культуры, открыть и показать детям ее красоту и своеобразие.
Цели и задачи реализации программы
Цель программы: формирование у детей дошкольного возраста 6-7 лет базиса культуры на
основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему
нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Задачи: развивать у дошкольников интерес к родному краю, его достопримечательностям,
событиям прошлого и настоящего.
• Обогащать знания дошкольников о нашей многонациональной Родине - КарачаевоЧеркесской Республики.
• Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народов КЧР,
воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других народов. Расширенное
знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
• Учить самостоятельно создавать декоративные изделия.
• Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной
деятельности;
• Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное
воображение. Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного
творчества.
3

Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием
художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и
навыки и показывать детям широту их возможного применения.
• Учить использовать нетрадиционные техники рисования, обучать приемам и технологии
изготовления композиций; изучение свойств различных материалов
•

1.2. Принципы и подходы к формированию программы
Программа построена на следующих принципах:
•
Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в
целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные
требования и стремление к достижению конечного результата.
•
Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая
интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя
познавательную сферу.
•
Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития
ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание
детей к обучению.
•
Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности,
доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
•
Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения
неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал
усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
•
Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании
анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей
ребенка.
Подходы к формированию образовательной Программы:
•
- личностно-ориентированный
подход, который
предусматривает
организацию
образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным
критерием его эффективности.
•
- деятельностный подход, который наравне с обучением рассматривается как движущая
сила психического развития;
•
- диалогический (полисубъектный) подход, предусматривающий становление личности,
развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных
взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект-субъектных
отношений;
•
- средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и
внешней среды образовательной организации в воспитании и развитии личности ребенка.
•
- культурологический
подход, имеющий
высокий
потенциал
в
отборе
культуросообразного содержания дошкольного образования, выбор технологий образовательной
деятельности, организующие встречу ребенка с культурой.
Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной
жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных
ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
1.3. Значимые для разработки и реализации «Программы» характеристики
Возраст от 6 до 7 лет - время наиболее бурного развития ребенка.
Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. реализации. Развивается
изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети
способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это
и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам.
Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут
отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные
4

отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно
повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение
человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о
половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно - творческие
способности в изобразительной деятельности.
Программа кружка позволяет развивать у детей художественные способности, знакомит их с
волшебным и загадочным миром народного декоративно-прикладного искусства.
Отличительной особенностью программы дополнительного образования «Завиток» является то, что
она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и
способы развития детского творчества. Используются самодельные инструменты для рисования.
Дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением.
Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности
лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.
Настоящая рабочая программа описывает курс подготовки по декоративно- прикладному искусству
детей дошкольного возраста 6— 7 лет и разработана на основе обязательного минимума содержания
по изобразительной деятельности для МДОУ с учетом обновления содержания по программе
дополнительного образования «Радость творчества» О.А. Соломенниковой.
Разработанная программа развития творческих способностей через восприятие народного искусства
рассчитана на два года обучения и является попыткой обновления содержания образовательной
области «Художественное творчество» по разделу «Декоративное рисование » в условиях
дошкольного образовательного учреждения. Реализация программы происходит в процессе
расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов,
знакомство с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием
декоративных изделий.
Темы занятий программы дают более целостное представление дошкольникам о народном
декоративно- прикладном искусстве.
Цель: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное
декоративно-прикладное искусство.
1.4. Прогнозируемые результаты к концу года.
Дети научатся свободно выражать свой замысел, нработать с разнообразными
художественными,природными и бросовыми материалами .
Узнают о различных видах народного декоративно-прикладного искусства;
Будут самостоятельно создавать
декоративные композиции по мотивам народных
изделий;сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие;
творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях.
Форма подведения итогов – Мониторинг достижений планируемых результатов проводится 2
раза в год (сентябрь-май), для которого разработаны контрольные задания, дидактический
материал, диагностические критерии.
Методы:
• собеседование с детьми;
• наблюдения в свободной деятельности,
во время проведения НОД и открытых мероприятий;
• анализ результатов продуктивной деятельности.
5

СИСТЕМА ОЦЕНКИ - Трехуровневая
Высокий уровень «2» - качество проявляется устойчиво,
Средний уровень «1» - качество проявляются не устойчиво,
Низкий уровень «0» - качества не проявляются.
Овладевший материалом в
полном объеме
2 балла

Критерии оценивания
Овладевший примерно
половиной объема
материала
1 балл

Овладевший менее чем
половиной объема
материала
0 баллов

Оцениваемый показатель

Сумма уровневых показателей овладения
необходимыми знаниями
Суммарный показатель освоения ребенком
20- 15
14- 8
7-0
программы
баллов
баллов
балла
Итоговый уровень
2-Высокий
1 -Средний
0 - Низкий
уровень
уровень
уровень
развития
развития
развития

6

№
п/п
Ф.И.ребенка

Диагностика освоения содержания вариативной части «Региональный компонент»
воспитанниками МБДОУ «Детский сад «Березка» ст.Кардоникской»
Подготовительная группа№____
2023-2024 учебный год
Вид деятельности
Знание
Умение
Украшение Знает
Умение
Общие знания о Знание
характерны рисовать
бумажных народные расписывать
народном
народных
х
орнамент силуэтов
художест игрушку
искусстве
традиций
особенност
(роспись)
венные
ей
произвед
промыслов
ения

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Итоговы
й
результа
т

Уровен
ь
освоен
ия
програ
ммы

н

н

к

к

1
2
3
4
5
1балл
2балла
3балла
%

7

Целевые ориентиры к концу года:
Различают виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративноприкладное и народное искусство.
Называют основные выразительные средства произведений искусства.
Создают индивидуальные и коллективные композиции на темы окружающей жизни,
литературных произведений.
Используют различные материалы и способы создания изображений.
Лепят различными способами, передаёт их форму, пропорции, позы и движения. Расписывают
вылепленные изделия по мотивам народного искусства.
Создают изображение различных предметов, используя бумагу разной фактуры, способы
вырезания и обрывания.
Создают сюжетные и декоративные композиции.
2. Содержательный раздел
2.1 Программу обеспечивает учебно-методический комплекс:
Модель организации работы: комплексно-тематическая
Форма занятий: аудиторное занятие через игры.
Методы и приемы:
− АМО (активные методы обучения);
− ИКТ (Интерактивные компьютерные технологии);
− объяснительно-иллюстративные;
− практические;
− гностические;
− методы исследования;
− методы стимулирования и мотивации.
Эмоциональные методы:
− поощрение;
− порицание;
− создание ярких наглядных образных представлений;
− создание ситуации успеха;
− свободный выбор заданий.
Познавательные методы:
− опора на жизненный опыт;
− создание проблемной ситуации;
− выполнение творческих заданий.
Социальные методы:
− создание ситуации взаимопомощи;
− поиск контактов и сотрудничества;
− заинтересованность в результатах;
− взаимопроверка.
Работа с родителями
Одним из важнейших условий реализации Программы является сотрудничество
педагога с семьями воспитанников. Дети, педагоги и родители – основные участники
образовательных отношений. Семья – жизненно необходимая среда дошкольника,
определяющая путь развития его личности. Необходимо:
-Познакомить родителей с целью и задачами кружка
- Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности,
накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.
- Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить
их с декоративно-прикладным рисованием, развития воображения, творческих проявлений
ребенка.
8

-Проводить тематические консультации для родителей по разным направлениям
художественно-эстетического воспитания ребенка ("Как познакомить детей с различными
видами декоративного рисования", "Как создать дома условия для развития творческих
способностей детей", "Развитие креативности дошкольника").
-Организовывать выставки детских работ и совместных тематических выставок детей и
родителей.
Родители призваны способствовать постоянному накапливанию у дошкольников
эстетических впечатлений. При восприятии природы необходимо обращать внимание детей на
разнообразие и красоту форм, цвета, запахов, на совершенство строения живых и неживых
объектов природы и целенаправленно воспитывать отзывчивость к красоте
природы, побуждать воспринимать природу как источник красоты в искусстве. Работа по
формированию у детей интереса к произведениям народного искусства в условиях детского
сада с привлечением родителей может осуществляться в разных формах. Одной из них,
наиболее интересной и приемлемой, является проведение выставок.
Учебно-тематический план
№

Наименование разделов
Всего

Раздел 1. Знакомство с
произведениями народно-прикладного
искусства (с народной игрушкой )
2
Раздел 2. Знакомство с предметами
национального обихода (костюм,
головной убор, вышивка)
3
Раздел 3. Знакомство с традициями
народов Карачаево- Черкесии
4
Раздел 4. Ознакомление с народными
музыкальными инструментами,
народным фольклором, знакомство с
творчеством композиторов КЧР ;
5
Раздел 5. Знакомство детей с
произведениями народно-прикладного
искусства
6
Раздел 6. Знакомство с традициями на
Руси, в Карачаево - Черкессии; с
духовно-нравственным укладом
жизни.
7
Раздел 7. Знакомство с
художественной литературой
8
Раздел 8. Знакомство с местными
достопримечательностями и
знаменитыми людьми КарачаевоЧеркесии.
ИТОГО
1

Количество часов
Теория

Практика

2 часа

30 мин

1 час 30 мин

2 часа

30 мин

1 час 30 мин

2 часа

30 мин

1 час 30 мин

2 часа

30 мин

1 час 30 мин

2 часа

30 мин

1 час 30 мин

2 часа

30 мин

1 час 30 мин

2 часа

30 мин

1 час 30 мин

2 часа

30 мин

1 час 30 мин

16 часов

4 часа

12,5 часов

Интеграция регионального компонента в образовательные области ООП ДОУ.
Образовательная область
Методические приёмы
Познавательное развитие Ознакомление с природой:
- беседы, компьютерные мини-презентации, мультимедийные
9

показы фрагментов фильмов о природе, животном и растительном
мире Карачаево - Черкессии, с народными приметами, народный
календарь;
-сбор гербариев, коллекций;
-опытническая и экспериментальная работа;
-проектная деятельность.

Физическое развитие

Социально –
коммуникативное
развитие

Формирование целостной картины мира (ознакомление с
ближайшим окружением):
пешие и автобусные экскурсии по станице; мини-походы в лесную
прилегающую к ДОУ зону, школу, библиотеку;
-беседы: «Моя семья», «Где живёт человек», «Моя родная
улица», «Дом, в котором мы живём», «Моя станица», «Наша
республика», «Природа Карачаево – Черкессии», «Сердце гор –
Домбай», «Родина малая и родина большая», «Тебердинский
заповедник», «Наша страна –Россия» и т.д;
-ознакомление с символикой: флаг, герб; портреты руководителей
республики , станицы, района, России.
-Беседы о спорте, ознакомление с символикой, просмотр фильмов о
спорте и спортсменах;
-беседы о спортсменах – чемпионах, гордости Карачаево –
Черкессии;
-беседы о видах спорта, просмотр мультфильмов спортивной
тематики;
-широкое использование народных игр КЧР ;
-проведение спортивных праздников, развлечений, эстафет,
соревнований, мини – олимпиад.
-беседы о здоровье «Я и моё тело», «Уроки Айболита», «Уроки
этикета», «Уроки Мойдодыра»;
-экскурсии в медицинский кабинет;
-проектная деятельность;
-опыты и экспериментирование;
- создание в группах уголков здоровья.
Ознакомление с прошлым родного края:
- организация этнографического уголка в ДОУ;
- встречи с родителями: посиделки, дегустация
национальной кухни;
- просмотр фрагментов исторического кино, старых
фотографий, рассказ об историческом прошлом Карачаево –
Черкессии;
- встречи с ветеранами ВОВ, экскурсии к памятникам погибшим
героям ВОВ, просмотр фрагментов фильмов о войне, рассказывание
о героическом прошлом республики.
Духовность и культура:
-беседы по ознакомлению с традициями на Руси, в Карачаево Черкессии; с духовно-нравственным укладом жизни;
-проведение детских фольклорных праздников;
-празднование всех государственных и региональных праздников.

10

- народный фольклор: легенды, былины, пословицы, поговорки,
загадки, заклички, дразнилки, чистоговорки;
- народные сказки Карачаево – Черкессии;
- тематические выставки , посвященные творчеству
писателей,поэтов и художников Карачаево - Черкессии;
-игры-инсценировки;
-драматизация народных сказок;
- чтение стихов поэтов КЧР ;
-показ всех видов театров (теневой, фланелеграф, кукольный театр
игрушек, настольный, пальчиковый);
-оформление уголков ряжения во всех возрастных группах;

Речевое развитие

-музыкальный фольклор (детский, обрядовый, бытовой,
хороводный);
-музыкальная культура: знакомство с творчеством композиторов
КЧР ;
-проведение праздников, развлечений, музыкально-литературных
викторин, фольклорные народные праздники и гуляния;
-ознакомление с народными музыкальными инструментами: баян,
балалайка, гармошка, шумовые народные инструменты;
использование в группе аудио- и видеозаписей концертов, детских
праздников; музыкальных народных инструментов;
-оформление музыкального уголка;
-беседа о национальном костюме народов КЧР ;
- беседы об изобразительном искусстве Карачаево – Черкессии;
-рассматривание репродукций картин, слайдов, открыток, буклетов
о КЧР ;
-оформление в ДОУ художественной галереи творчества
художников Карачаево – Черкессии;
-художественно-продуктивная деятельность: народные промыслы.

Художественноэстетическое развитие

2.2 Содержание рабочей программы
Количество
занятий
Количество
часов

В неделю
1
30 мин

В месяц

В год

4

36

2ч

18ч

Методы и приёмы реализации программы.
• словесный: объяснение (нередко – с использованием колыбельных песен, пестушек,
поговорок), рассказ, беседа, обсуждение, анализ пословиц, отгадывание загадок;
• наглядный: показ экспонатов в их натуральном виде; демонстрация уникальных предметов
быта и документов из музейного фонда; просмотр видеофильмов, видеозаписей,
иллюстраций, наглядных пособий и т.п.;
11

практический: создание макетов по темам программы, выполнение познавательных
упражнений, творческих заданий (на внимание, память, эрудицию);
• игровой: создание, проигрывание и анализ ситуаций, моделирующих реальную жизнь;
ролевые игры; путешествие по сказкам; инсценирование с погружением в прошлое, участие
детей в различных народных и детских праздниках,
• исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время
занятий- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
Формы работы с детьми:
• групповые,
• индивидуальные,
• фронтальные,
• подгрупповые,
• интегрированные
•

Комплексно- тематический план работы
Подготовительная группа
Сентябрь
«Кто живет в родном
краю. Дружба народов
КЧР».

1 нед.

способствовать воспитанию чувства
уважения к людям другой
национальности; воспитывать в детях
чувство гордости и любви к своему
народу; формирование толерантности,
чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Воспитывать интерес к народным
промыслам.

Групповая

3 нед.

Продолжать знакомить детей с
Карачаевскими сказками, беседа по
содержанию сказки

Групповая

4 нед.

приобщать детей к историческим и
духовным ценностям родного края,
познакомить с бытом, традициями,
одеждой, активизация словаря по теме,
воспитывать уважение к культурным и
национальным традициям КЧР.
Октябрь
Рассматривание куклы в национальном
костюме, закрепить названия отдельных
частей костюма
Познакомить детей с женскими и
мужскими народными костюмами,
особенностями их изготовления и
применения.
Учить детей составлять узор на квадрате,
заполняя углы и середину национальным
орнаментом. Развивать эстетическое
восприятие, чувство симметрии, чувство

Групповая

Знакомство с
народными
инструментами.
Чтение
карачаевской сказки
«Нартский кузнец
Дебет»
«Карачаевцы. Быт,
одежда, еда,
традиции.»

2 нед.

«Кукла в
национальном
костюме», знакомство
с русской балалайкой,
пение
частушек.

1 нед.

«Украсим шапочку для
куклы» - декоративное
рисование.

2 нед.

Групповая

Групповая

Групповая

12

«Традиции в
моей семье»

3 нед

«Женское ремесло в
КЧР»

4 нед.

Видео экскурсия об
историческом прошлом
КЧР.

1 нед.

«Горы молчат, но
помнят. Чтение
стихотворения Х.
Байрамуковой «Горсть
земли»»

2 нед.

Рассматривание
предметов быта,
изделий народноприкладного
искусства
Слушание казачьих
песен,
знакомство с
шумовыми
инструментами

3 нед.

«Курорты КЧР. Зимние
виды спорта в КЧР».

1 нед.

Беседа по
ознакомлению с
традициями на Руси.

2 нед.

«Украшение платка
карачаевским
орнаментом» декоративное
рисование.

3 нед.

4 нед.

композиции. Продолжать учить рисовать
красками.
Побуждать детей высказывать свое
мнение. Поддерживать беседу о
традициях семьи
Знакомство с ремеслами народов КЧР,
воспитание интереса и уважения к людям
труда.
Ноябрь
Расширять знания детей о прошлом КЧР
Дать первоначальные представления об
истории своего родного края.
Познакомить с коренными жителями
нашей станицы. Продолжать воспитывать
гражданские чувства.
Развитие интереса к истории родного
края; Воспитать чувство гордости за
карачаевский народ; привитие любви к
своей малой Родине, уважения к
старшему поколению. Чтение
произведения
познакомить детей с образом птиц в
крестьянском быту, учить создавать
образ птицы из ткани, подчеркивать ее
характерные особенности

Групповая

Групповая

Групповая

Групповая

Познакомить детей с устным народным
творчеством. Помочь детям через устное
творчество понять особенности
национальной культуры людей. развивать
музыкальный слух, умение петь казачьи
песни
Декабрь
Продолжать знакомить детей со
спортсменами КЧР Прививать детям
необходимые знания о курортах КЧР;
Воспитывать интерес к туризму; богатить
и систематизировать знания детей о
зимних видах спорта, развивать
логическое мышление.
Знакомить с традициями Руси

Групповая

Учить детей передавать в рисунке
красоту народного орнамента, упражнять
в красивом расположении орнамента на
рисунке. Закреплять знания об основных
элементах абазинского орнамента как
растительного, так и животного
происхождения.
Январь

Групповая

Групповая

Групповая

13

Рассматривание
картинхудожников
КЧР

2 нед.

Знакомить с искусством художников КЧР

Групповая

«Игра –Путешествие
по КЧР»

3 нед.

Групповая

Рассматривание альбома
«Орнаменты и узоры
КЧР»
Видео презентация
«Знаменитые люди КЧР
Виртуальная экскурсия
по улицам станицы,
д/игра «Угадай где я
живу»
Чтение
карачаевской народной
сказки «Старший брат»

1 нед.

закрепление знаний о быте горских
народов, их жилище, орудии труда,
одежде. Заучивание пословиц о труде.
Февраль
Продолжать знакомить с орнаментом

2 нед.

Знакомить детей с знаменитыми людьми КЧР

Групповая

3 нед.

Групповая

«Масленица
Прасковейка, встречаем
тебя хорошенько!»
Знакомство с ткачеством
карачаевского народа
Лепка «Овечка»
народная игрушка
Презентации «Архыз»

1 нед.

через изучение истории жизни быта казачьих
станиц, помочь детям познать наш мир
сегодня, сравнить с прошлым
Знакомить детей со сказками. Формировать
интерес к сказкам, желание их слушать,
смотреть. Развивать желание рассматривать
иллюстрации, оформления к сказкам. В
имитационных играх передавать разные
образы сказочных героев. Делать
инсценировки по сказкам, приобщать к играм
с элементами ряжения, театра.
Март
познакомить детей с народными традициями
празднования Масленицы.
Формировать интерес к быту карачаевского
народа
Учить создавать образ овечки, передавать ее
форму, части тела.
Знакомить с природой республики –
животными, птицами, растениями,
заповедниками, заказниками
Апрель
Познакомить детей с особенностями
карачаевской росписи, элементами, цветами.
Учить детей составлять узор на полосе,
располагая элементы в определенной
последовательности. Учить рисовать концом
кисти, вести непрерывную линию.
познакомить с понятием храм и монастырь;
воспитывать у детей чувство уважения
традициям других народов; воспитывать у
детей чувство уважения культуры.
Знакомство с «Комнатой русской старины»,
предметами традиционными для русского
крестьянского дома расписными изделиями:
прялка, посуда шкатулки и сундучки,
игрушки. Чтение сказок, стихов, потешек,
слушание русских народных песен.

Групповая

4 нед.

2 нед.
3 нед.
4 нед.

1 нед.
Узор «Коврик» по
мотивам карачаевкой
росписи
«Древние монастыри и
храмы в КЧР».

2 нед.

«Бабушкина горница»

3 нед.

Групповая

Групповая

Групповая

Групповая
Групповая

Групповая

Групповая

Групповая

14

«Зима в моем селе» сюжетное рисование

«Рисование
иллюстраций к
карачаевской сказке
«Старик и волк»
«Моя Родословная.
Составление
генеалогического древа
совместно с родителями,
рассказы детей о своей
родословной».
«Животные КЧР: тур» по образцу

«Беседа о школе. Чтение
произведений о школе
писателей и поэтов
КЧР.».

4 нед.

1 нед.

2 нед.

3 нед.

4 нед.

Знакомить с природой республики –
животными, птицами, растениями,
заповедниками, заказниками
Май
Знакомить детей с содержанием сказки,
разобрать сказку на отдельные части и к
каждой части придумать картинку и
нарисовать ее, как можно красивее и
аккуратнее.
познакомить детей с понятиями
«родословная» и «генеалогическое древо»,
«поколение»; учить составлять связные
рассказы о своей семье на основании
генеалогического древа;
Воспитывать у детей стремление к познанию
окружающего мира, выявлять характерные
особенности животных. Побуждать детей в
рисунке передавать пропорции туловища и
головы тура. Воспитывать любовь к родной
природе, понимание того, что без заботы со
стороны человека может произойти
природная катастрофа: некоторые виды
животных могут исчезнуть с лица земли.
Научить дошкольников развивать у себя
исследовательские умения: выявлять
проблему, собирать информацию, наблюдать,
анализировать, обобщать, проводить
эксперименты, делать выводы. Развивать
интерес к исследованию и
экспериментированию.

Групповая

Групповая

Групповая

Групповая

Групповая

3. Организационный раздел
Организационно- педагогические условия:
3.1 Кадровые: численность преподавателей- 1 Фролова Н.Н.средне- специальное
образование
3.2 Материально- технические:
№
Наименование оборудования
Количество
1

Компьютер

1

2

Проектор

1

3

Принтер

1

3.3.Методическое обеспечение программы
Автор

Название

Издательство

год изд
15

О.Л.Князева,
М.Д.Маханева

«Приобщение детей к истокам
русской народной культуры»

М.: Мозаика-Синтез

2003

Т.А. Бударина,
О.А. Маркеева/

«Знакомство детей с русским
народным творчеством

М.: Мозаика-Синтез

2005

Ю.Е. Антонов, Л.В. Как научить детей любить
Левин
Родину»

М.: Мозаика-Синтез

2006.

/М.Ф. Куракеева

«Верхнекубанскиеказаки:быт,
культура, традиции»

Москва: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС

2003.

С.А. Хапаев

.Учебные пособия по
краеведению «Карачаево –
Черкесия – наш край родной»

М.: Изд.-полиграф центр
«Маска»,

2013.

В.Ш. Нахушева

«Народы Карачаево-Черкесии:
история и культура»

КЧРИПКРО. Черкесск.

1998г

Гогоберидзе Г.М.,

Хрестоматия по детской
литературе народов КЧР.

Карачаево-Черкесское
государственное

1995 г,

Гюльвердиева
Л.М., Кунижева
М.М

республиканское книжное
издательство. Черкесск

16

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.