Рабочая программа по реализации дополнительной образовательной программы Интеллектуальное развитие дошкольников с использованием технологии Логические блоки Дьеныша docx

1

№п/п Содержание
1
1.1 Пояснительная записка

.
.
1.2.

II
2.1.
III
3.1.
3.2.

2

стр
Целевой раздел

Цели и задачи реализации программы дошкольного образования
Принципы и подходы к реализации программы
Значимые для разработки и реализации рабочей программы
возрастные и индивидуальные особенности.
Планируемые результаты как ориентиры освоения
воспитанниками с новой образовательной программы
дошкольного образования
Содержательный раздел
Содержание рабочей программы Комплексно тематический план
работы
Организационный раздел
Кадровые
Описание материально-технического обеспечения программы

3
4
5

Пояснительная записка
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающий огонек пытливости и любознательности»
/В. А. Сухомлинский/
На основе технологии «Логические блоки Дьенеша» разработана программа «Всезнайки»
для детей 4 – 7 лет. Рабочая программа кружка «Всезнайки», составлена с учетом основных
принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных
особенностях детей 4-7 лет. Программа разработана в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом. А так же со следующими нормативными
документами:
✓
ФЗ «Об образовании в РФ» от 23.07.2013 г;
✓
Концепцией дошкольного воспитания;
✓
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. № 16
«Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
✓
СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
общественного питания населения»;
✓
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Возраст детей участвующих в реализации программы с 4 до 7 лет.
Программа представляет собой систему игровых упражнений с логическими блоками
Дьенеша и цветными палочками Кюизенера, направленных на развитие у детей математических
представлений в соответствии с их возрастными возможностями и основными принципами
развивающего обучения.
Программа носит развивающий характер, предусматривает возможность развития
логического мышления, формирования навыков, необходимых для решения логических задач,
интеллектуальных способностей.
Новизна программы.
В современном обществе целью развития дошкольников является всестороннее
гармоничное развитие личности. Игра – ведущий вид деятельности, в которой ребенок учится,
3

развивается и растет. Развивающие игры являются одним из средств умственного развития
ребенка. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и
включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен
удовлетворить ребенка в моторной активности, движении.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся
максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым,
самобытным языком сказки, забавного персонажа. В каждой игре ребенок всегда добивается
какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет
поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают
условия для проявления творчества, стимулируют развитие умственных способностей ребенка.
Остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в
более сложные формы игровой активности.
Данная программа предусматривает использование развивающих игр доступных для детей
младшего возраста: цветные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша.
Актуальность программы.
Для развития познавательных способностей в дошкольном возрасте активно используются
развивающие игры: цветные палочки Кюизенера, блоки Дьенеша. Использование логических
блоков, палочек в играх с дошкольниками позволяют моделировать важные понятия не только
математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические
операции. Программа «Всезнайки» разработана для успешного овладения в дальнейшем основ
математики и информатики посредством развивающих игр.
Отличительные особенности программы.
Занятия по программе «Всезнайки» построены в игровой форме с интересным
содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами. Сначала дети знакомятся с новыми
для них развивающими играми, рассматривают, ощупывают, выполняют простейшие задания.
Постепенно малыши создают сюжеты, картины из палочек, блоков и кубиков, составляют
рассказы по картинкам, «оживляют» героев. Дети учатся классифицировать логические блоки
одновременно по двум и трем признакам, знакомятся с символическим обозначением свойств
фигур, «расшифровывают» изображения. Содержание занятий закрепляется дидактическими
играми.
Цели и задачи.
Цель :
развитие интеллектуальной сферы: мышления, внимания, памяти, восприятия, повышение
эффективности образования старших дошкольников в области математики, информатики и
развития речи;
развивать интерес воспитанников к математике, информатике;
создание условий для всестороннего развития детей.
Задачи:
вызвать интерес к игре с блоками Дьенеша и желание действовать с ними;
воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, эмоционально –
положительное отношение к сверстникам в игре.
воспитание творческой личности через формирование творческого, диалектического мышления.
Формы организации детей
⎯ Индивидуальные
⎯ Подгрупповые
⎯ Групповые
Формы работы с детьми
4

⎯ Игра
⎯ Ситуативный разговор
⎯ Беседа
⎯ Рассказ
⎯ Чтение
⎯ Интегративная деятельность
⎯ Проблемная ситуация
Методы работы с детьми
⎯ Словесные.
⎯ Наглядные.
⎯ Практические.
Взаимодействие с семьями.
⎯
-наглядная информация для родителей по данной теме
⎯
- памятка «Создание предметно-пространственной среды для ребенка в домашних
условиях»
⎯
-получение рекомендаций по созданию предметно-пространственной среды в
домашних условиях.
⎯
-изготовление дидактических игр по теме.
Принципы и подходы к реализации программы
1.3. Основные принципы
Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную
деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление
к достижению конечного результата.
Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к
работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития
ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание
детей к обучению.
Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности,
доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения
неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал
усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомофизиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Принцип научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в
анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма,
величина, в выявлении возможных меж предметных связей, в использовании принятых научных
терминов (например: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).
Программа строится по трем блокам:
1 блок (4-5 лет) – знакомство с логическими блоками Дьенеша, развитие умения оперировать одним,
затем двумя свойствами блоков, работать с карточкамисимволами свойств предметов и с карточкамисимволами отрицания свойств; умение декодировать информацию о наличии или отсутствии
определенных свойств у предметов по их знаково-символистическим обозначениям.
2 блок (5-6 лет) - развитие умения оперировать тремя свойствами; умение работать с 2-3 карточками
символами; освоение алгоритма – блок-схема; умение кодировать информацию о свойствах предметов.
3 блок (6-7 лет) - развитие умения оперировать четырьмя свойствами; умение работать с 3-4 карточками
символами; развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой
Структура занятия состоит из трех частей:
5

I часть (мотивационная) направлена на создание эмоционального настроя в группе, мотивация детей
через создание игровой или проблемной ситуации для постановки цели;
II часть (обучающая) включает задания на развитие логического мышления, восприятия, памяти,
внимания, воображения. (активизация необходимых знаний и умений детей, презентация новых знаний
посредством различных дидактических методов и приемов)
III часть (рефлексивная) включает игры и упражнения на подведение результатов занятия.
Все задания с логическими блоками можно разбить на четыре постепенно усложняющиеся группы:
1. Задания для развития умения выявлять и абстрагировать свойства.
2. Задания для развития умения сравнивать предметы по их свойствам.
3. Задания для развития действий классификации и обобщения.
4. Задания для развития способности к логическим действиям и операциям.
Материал в программе расположен по степени нарастающей сложности. Усложнение идет по
трем направления:
- от умения оперировать одним свойством дети постепенно переходят к умению оперировать двумя,
тремя и четырьмя свойствами;
- от умения работать с карточками, подтверждающими наличие свойств у блоков, дети постепенно
переходят к умению работать с карточками, которые указывают на отрицание какого-либо свойства;
- от выполнения заданий первой группы дети постепенно переходят к заданиям второй, третьей и
четвертой групп.

Способы поддержки детской инициативы.
- адекватная оценка результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и
указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
- спокойная реакция на неуспех ребенка
- создание ситуации, позволяющей ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение
и признание взрослых и сверстников;
- обращение к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения
- создание условий для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их
интересам и запросам
- оказание помощи детям в решении проблем при организации игры;
- презентация продуктов детского творчества другим детям, родителям, педагогам (выставки и др.)
Планируемые результаты.
• Развитие мыслительных операций и действий, таких как: сравнение, обобщение,
классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование
• Развитие интеллектуальных процессов, и сделать их помощниками, а не препятствием в
овладении будущими школьниками образовательной программы; развитие мышления, памяти.
В результате игровых занятий дети научатся: к пяти годам
Знакомы с карточками – символами свойств предметов без отрицания и с отрицанием, с
логическими кубиками и логическими фигурами;
Умению кодировать и декодировать информацию;
Умению классифицировать блоки с использованием карточек – символов;
Развитию логическое мышление, память, внимание, воображение;
Умению выявлять и абстрагировать свойства, рассуждать, аргументировать свой выбор.
Умеют группировать предметы по цвету и величине.
Учатся способам измерения палочек с помощью условной мерки.
Имеют количественные представления (образование чисел в пределах 5 на основе
измерения и цвета);
Способны различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и
неравенство двух групп предметов.
Умеют различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры:
квадрат, прямоугольник, треугольник.
6

В результате игровых занятий дети научатся: к шести годам
Умению формировать представления о математических понятиях (алгоритм,
кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания)
Умению развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве,
операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).
Умению выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их
отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трём), объяснять сходства и
различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
Умению развивать знания, умения навыки для самостоятельного решения учебных и
практических задач.
Умению развивать пространственные представления.
Продолжать развивать познавательные процессы, мыслительные операции; творческие
способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Умению развивать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели,
преодоление трудностей.
Умеют определять числовое значение цветных палочек, состав чисел.
Учатся строить числовой ряд до5.
Учатся понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.
Учатся выполнять самоконтроль и самооценку
В результате игровых занятий дети научатся: к семи годам
Умению выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы
и величины;
Умению классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет,
форма, величина;
Умению давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей;
Умению конструировать по цветной схеме;
Умению планировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в
конструкции;
Умению анализировать; умение «читать схему»; умение кодировать и декодировать
информацию; умение ориентироваться на плоскости; память; самоконтроль; умение работать в
коллективе;
Развитию способности декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на
карточке;
Умению выбирать блоки по заданным свойствам;
Закреплению навыков вычислительной деятельности.
Умению использовать палочки для освоения количественного и порядкового счета.
Умению сравнивать палочки по длине и высоте с использованием знаков <,>,=.
Умению составлять числа из двух наименьших при помощи палочек.
Умению составлять задачи по моделям.
Умению образовывать числа в пределах 10 на основе измерения и цвета.
Умению различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Какой?
Который? Сколько?»
Умеют выкладывать из палочек геометрические фигуры (четырехугольники,
многоугольники).
Формирование представлений об изменчивости пространственных отношений.
Умеют обозначать словами месторасположение предметов в пространстве.
9. Мониторинг

7

Результативность программы отслеживается в ходе проведения обследования, которое
предусматривает выявление уровня развития умений и навыков у детей (оптимальный,
достаточный, недостаточный). Виды обследования: на начало и конец учебного года с
заполнением диагностической карты. итоговый в конце учебного года в виде итогового открытого
учебного занятия с заполнением диагностической карты.
Критерии уровня развития умений и навыков
3балла- Оптимальный: справляется самостоятельно, быстро и без ошибок.
2 балла- Достаточный: справляется с небольшой помощью педагога, в среднем темпе, присутствуют
неточности.

Умение
оперировать
четырьмя
свойствами

Не Умение
оперировать
двумя
свойствами
Умение
оперировать
тремя
свойствами

Отсутствие свва с
использование
м карточки НЕ

Нахождение по
слову,
удерживая в
памяти

Знание
геом.фигур,
умение
показать по
слову

Ф.И.
ребенка

№ п/п

Знание 4-х свв
(цвет, форма,
величина,
толщина)
Нахождение по
карточке схеме

1 балл- Недостаточный: справляется только с помощью педагога, работает медленно, не видит ошибок.

2.1.Содержание рабочей программы. Комплексно тематический план работы
Содержание обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в
различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие
определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
• физическое развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• Социально-коммуникативное развитие.
Формы организации детей
⎯ Индивидуальные
⎯ Подгрупповые
⎯ Групповые
Формы работы с детьми
⎯ Игра
⎯ Ситуативный разговор
⎯ Беседа
⎯ Рассказ
⎯ Чтение
⎯ Интегративная деятельность
⎯ Проблемная ситуация
Методы работы с детьми
⎯ Словесные.
⎯ Наглядные.
⎯ Практические.
Взаимодействие с семьями.
⎯
-наглядная информация для родителей по данной теме
⎯
- памятка «Создание предметно-пространственной среды для ребенка в домашних
условиях»
8

⎯
⎯

-получение рекомендаций по созданию предметно-пространственной среды в
домашних условиях.
-изготовление дидактических игр по теме.

Игры с блоками Дьенеша для детей средней группы (4-5 лет)
В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств. И глядя на модель, дети
выполняют задание: покажи фигуру такую же по цвету. Усложняем: Покажи такую же фигуру по
цвету и форме; по цвету, форме и размеру.
В авторской работе Н. И. Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша: Учебный
курс для детей 4-5 лет» описано 24 занятия. Каждое содержит 3-4 объединенных одним игровым
сюжетом задания с блоками и карточками.
Все задания с логическими блоками, можно разбить четыре постепенно усложняющиеся
группы.
1. Задания для развития умения выявлять и абстрагировать свойства.
2. Задания для развития умения сравнивать предметы по их свойствам.
3. Задания для развития действий классификации и обобщения.
4. Задания для развития способности к логическим действиям и операциям.
В течение года занятия постепенно усложняются. Усложнение идет по трем направлениям:
- от умения оперировать одним свойством дети постепенно переходят к умению
оперировать двумя свойствами;
- от умения работать с карточками, подтверждающими наличие свойств у блоков, дети
постепенно переходят к умению работать с карточками, которые указывают на отрицание какоголибо свойства;
- от выполнения заданий первой группы дети постепенно переходят к заданиям второй,
третьей и четвертой групп.
В авторской работе Н. И. Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша: Учебный
курс для детей 5-6 лет», все задания с логическими блоками, можно разделить на четыре
постепенно усложняющие группы:
1. Задания для развития умения выявлять и абстрагировать свойства.
2. Задания для развития умения сравнивать предметы по их свойствам.
3. Задания для развития действий классификации и обобщения.
4. Задания для развития способности к логическим действиям.
В течение года задания постепенно усложняются. Усложнение идет по следующим
направлениям:
- от умения оперировать двумя свойствами дети постепенно переходят к умению
оперировать тремя свойствами;
- от умения работать с одной карточкой – символом свойства предмета (или карточкойсимволом отрицания свойства) дети постепенно переходят к умению работать с 2-3 карточкамисимволами;
- от выполнения заданий первой группы дети постепенно переходят к заданиям второй,
третьей и четвертой группы.
В этом возрасте обучение усложняется заданием для самостоятельной работы и
добавляются новые виды заданий, например:
- задания, направленные на освоение детьми нового вида алгоритма – блок-схема;
- задания, направленные на освоение детьми способа выбора одного из предметов на основе
варьирования и др.
В авторской работе Н. И. Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша: Учебный
курс для детей 6-7 лет», все задания с логическими блоками, можно разделить на четыре
постепенно усложняющие группы:
9

Задания для развития умения выявлять и абстрагировать свойства.
Задания для развития умения сравнивать предметы по их свойствам.
Задания для развития действий классификации и обобщения.
4.
Задания для развития способности к логическим действиям и операциям.
В течение года задания постепенно усложняются. Усложнение идет по следующим
направлениям:
- от умения оперировать тремя свойствами дети постепенно переходят к умению
оперировать четырьмя свойствами;
- от умения работать с двумя карточками-символами свойств предмета (или карточкамисимволами отрицания свойств) дети постепенно переходят к умению работать с 3-4 карточкамисимволами;
- от выполнения заданий первой группы дети постепенно переходят к заданиям второй,
третьей и четвертой группы.
1.
2.
3.

Благодаря работе с данным материалом есть возможность усовершенствовать знания детей
относительно цвета, размера, длины и толщины предметов, их ориентации в пространстве.
Более сложными заданиями будут варианты, где нужно самостоятельно выложить рисунок,
заданный на картинке, не используя при этом образец. Для тех детей, которые стабильно
справляются с работой и демонстрируют хорошие математические способности, можно давать
зашифрованные карточки, на которых не указаны размер и цвет палочек, а стоит лишь цифра, по
которой ребенок сам должен подобрать нужный вариант и получить верную картинку.
учебный план комплексной программы
Для детей 4-5 лет
Количество
занятий
количество
часов

В неделю
1
20 мин

В месяц
4
1час

В год
36
12ч.

В месяц
4
1час 40
мин

В год
36
15 ч.

В месяц
4
2часа

В год
36
18ч.

Для детей 5-6 лет
Количество
занятий
количество
часов

В неделю
1
25 мин

Для детей 6-7 лет
Количество
занятий
количество
часов

В неделю
1
30 мин

Комплексно – тематический план работы.
Для детей 4-5 лет
№
10

Наименование раздела

Количество часов

1
2
3
4
5
6
7

Знакомство с развивающими
играми
Маленькие логики
Цветные палочки
Чудо – кубики
Давайте поиграем
Итоговое занятие
ИТОГО

3

теория
9 мин.

практика
51 мин.

7
8
7
10
1
36

21 мин.
24 мин.
21 мин.
37 мин.
3 мин.
115 мин.

119 мин.
136 мин.
119 мин.
163 мин.
17 мин.
605 мин.

Для детей 5-6 лет
№
1
2
3
4
5
6
7

Наименование раздела
Знакомство с развивающими
играми
Маленькие логики
Цветные палочки
Чудо – кубики
Давайте поиграем
Итоговое занятие
ИТОГО

3
7
8
7
10
1
36

Количество часов
теория
19 мин.
31 мин.
34 мин.
31 мин.
47 мин.
13 мин.
165 мин.

практика
71 мин.
139 мин.
156 мин.
139 мин.
183 мин.
37 мин.
725 мин.

Для детей 6-7 лет
№
1

Знакомство с развивающими
играми
Маленькие логики
Цветные палочки
Чудо – кубики
Давайте поиграем
Итоговое занятие
ИТОГО

№
Тема занятия
п/п
1. Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока
Дьеныша», зан.1
2. Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока
Дьеныша», зан.2

сентябрь

ме
ся
ц

2
3
4
5
6
7

Наименование раздела

11

3
7
8
7
10
1
36

Количество часов
теория
29 мин.
41 мин.
44 мин.
41 мин.
57 мин.
23 мин.
225 мин.

Цель занятия
Находить геометрические
фигуры, узнавать форму.
Замечать изменения в
расположении предметов,
отражать в речи эти
изменения

практика
91 мин.
159 мин.
176 мин.
159 мин.
203 мин.
57 мин.
845 мин.

Развивающая
среда
Мешочек, набор
логических блоков
Дьенеша.
Набор логических
блоков Дьенеша.

Октябрь
ноябрь
12

Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока
Дьеныша», зан.3

Выделять существенные
признаки, называть их

Набор логических
блоков Дьенеша.

Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока
Дьеныша» зан.4, ч.1

Формировать
пространственное отношение
«слева», «справа», «над»,
«под», «выше», «ниже».
Формировать
пространственное отношение
«слева», «справа», «над»,
«под», «выше», «ниже».
Развивать устойчивую связь
между образом свойства и
словами, которые его
обозначают, умение выявлять
и абстрагировать.
Осваивать использование
условных обозначений
отдельных свойств при
анализе различных предметов
Развивать умения кодировать
и декодировать информацию
о фигурах с помощью
логических символов
Осваивать использование
условных обозначений
отдельных свойств при
анализе различных предметов
Развивать умение выявлять,
абстрагировать и называть
свойства (цвет, размер,
толщину) предметов(два
свойства). Развивать умение
сравнивать предметы по
заданным свойствам (одно
свойство – форма).
Развивать умение выявлять,
абстрагировать и называть
свойства (цвет, размер,
толщину) предметов(два
свойства). Развивать умение
сравнивать предметы по
заданным свойствам (одно
свойство – форма).
Развивать умение выявлять,
абстрагировать и называть
свойства (цвет, размер,
толщину) предметов(два
свойства). Развивать умение
сравнивать предметы по

Набор блоков
Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
Набор блоков
Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
Набор блоков
Дьенеша
Карточки-символы

1

Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока
Дьеныша», зан.5, ч.1)

2

Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока
Дьеныша» зан.6, ч.1)

3

Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока
Дьеныша» , зан.6, ч.2)

4.

Сортируем блоки по
отсутствию одного признака

1.

Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока
Дьеныша» , зан.7, ч.2)

2.

Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока
Дьеныша» , зан.8, ч.1)

3.

Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока
Дьеныша» зан.8, ч.2)

4.

Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока
Дьеныша» зан.9, ч.1)

Набор блоков
Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
Набор блоков
Дьенеша
Карточки-символы
Набор блоков
Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
Набор блоков
Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры

Набор блоков
Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры

Набор блоков
Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры

1.

Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока
Дьеныша» зан.9, ч.2)

2.

Знакомимся с понятием
пересекающихся множеств

3.

Расселяем жильцов» в
домике. Учимся работать с
таблицей
Строим дорожку по схеме

декабрь

4

1.

январь

2.

3.

4.

1

февраль

2

13

Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока
Дьеныша» Н.И.Захарова,
зан.13, ч.1)
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока
Дьеныша» Н.И.Захарова,
зан.13, ч.2)
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока
Дьеныша» Н.И.Захарова,
зан.14, ч.1)
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока
Дьеныша» Н.И.Захарова,
зан.14, ч.1)
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока
Дьеныша» Н.И.Захарова,
зан.15, ч.1)
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока
Дьеныша» Н.И.Захарова,
зан.15, ч.2)

заданным свойствам (одно
свойство – форма).
Развивать умение выявлять,
абстрагировать и называть
свойства (цвет, размер,
толщину) предметов(два
свойства). Развивать умение
сравнивать предметы по
заданным свойствам (одно
свойство – форма).
Анализировать, выделять
свойства фигур, находить
фигуру по заданному
признаку.
Анализировать, выделять
свойства фигур, находить
фигуру по заданному
признаку.
Учить ребенка не только
выкладывать дорожки с
учетом чередования свойств,
но еще и понимать
графическую схему и
следовать ей.
Осваивать использование
условных обозначений
отдельных свойств при
анализе различных предметов
Осваивать использование
условных обозначений
отдельных свойств при
анализе различных предметов
Формировать
пространственное отношение
«слева», «справа», «над»,
«под», «выше», «ниже».
Формировать
пространственное отношение
«слева», «справа», «над»,
«под», «выше», «ниже».
Развивать устойчивую связь
между образом свойства и
словами, которые его
обозначают, умение выявлять
и абстрагировать.
Развивать устойчивую связь
между образом свойства и
словами, которые его
обозначают, умение выявлять
и абстрагировать.

Набор блоков
Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры

Набор блоков
Дьенеша
Набор блоков
Дьенеша
Набор блоков
Дьенеша

Набор блоков
Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
Набор блоков
Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
Набор блоков
Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
Набор блоков
Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
Набор блоков
Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
Набор блоков
Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры

Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока
Дьеныша» Н.И.Захарова,
зан.16, ч.1)
Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока
Дьеныша» зан.16, ч.2)

Развивать умение выявлять,
абстрагировать и называть
свойства предметов.

1.

Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока
Дьеныша» , зан.17 ч.1)

2.

Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока
Дьеныша» зан.17,ч.2)

3.

Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока
Дьеныша» , зан.19, ч.1)

4.

Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока
Дьеныша» зан19, ч.2)

1.

Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока
Дьеныша» зан20, ч.1)

2

Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока
Дьеныша» , зан.20, ч.2)

Развивать умение выявлять,
абстрагировать и называть
свойства предметов.
Развивать умение сравнивать
предметы по заданным
свойствам.
Развивать умение выявлять,
абстрагировать и называть
свойства предметов.
Развивать умение сравнивать
предметы по заданным
свойствам.
Развивать умение выявлять,
абстрагировать и называть
свойства (цвет, размер,
толщину) предметов(два
свойства). Развивать умение
сравнивать предметы по
заданным свойствам (одно
свойство – форма).
Развивать умение выявлять,
абстрагировать и называть
свойства (цвет, размер,
толщину) предметов(два
свойства). Развивать умение
сравнивать предметы по
заданным свойствам (одно
свойство – форма).
Развивать умение
выделятьсвойства в
предметах, абстрагировать
эти свойства от других,
сравнивать предметы по
заданным свойствам (одно
свойство).
Развивать умение
выделятьсвойства в
предметах, абстрагировать
эти свойства от других,
сравнивать предметы по
заданным свойствам (одно
свойство).

3

ап
ре
ль

март

4.

14

Развивать умение выявлять,
абстрагировать и называть
свойства предметов.

Набор блоков
Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
Набор блоков
Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
Набор блоков
Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
Набор блоков
Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры

Набор блоков
Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры

Набор блоков
Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры

Набор блоков
Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры

Набор блоков
Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры

Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока
Дьеныша» , зан.21, ч.1)

4

Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока
Дьеныша» зан21, ч.2)

1

Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока
Дьеныша» , зан.22, ч.1)

2

Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока
Дьеныша» , зан.23, ч.2)

3.

Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока
Дьеныша» зан.24, ч.1)

4.

Работа с блоками Дьенеша.
(Играем с логическими блока
Дьеныша» зан.24, ч.2)

май

3

Развивать восприятие,
внимание, умение
анализироватьи сравнивать
предметы (цветы) по
заданным свойствам (одно
свойство)
Развивать восприятие,
внимание, умение
анализироватьи сравнивать
предметы (цветы) по
заданным свойствам (одно
свойство)
Развивать умение выделять
свойства в предметах,
абстрагировать эти свойства
от других, следовать
определённым правилам при
решении практических задач,
самостоятельно составлять
алгоритм простейших
действий (линейный
алгоритм).
Развивать умение выделять
свойства в предметах,
абстрагировать эти свойства
от других, следовать
определённым правилам при
решении практических задач,
самостоятельно составлять
алгоритм простейших
действий (линейный
алгоритм).
Развивать устойчивую связь
между образом свойства и
слова, которые его
обозначают, умение выявлять
и абстрагировать свойства.
Развивать устойчивую связь
между образом свойства и
слова, которые его
обозначают, умение выявлять
и абстрагировать свойства.

Набор блоков
Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
Набор блоков
Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
Набор блоков
Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры

Набор блоков
Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры

Набор блоков
Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры
Набор блоков
Дьенеша
Карточки-символы
Картинки для игры

6. Учебный план Продолжительность Количество занятий/ количество часов в неделю Количество
занятий/ количество часов в месяц Количество занятий/ количество часов в год Геометрическая мозаика
30 минут 2/1 8/4 72/36

3. Организационный раздел
3.1. Кадровые Численность преподавателей – 1 Скорикова А.В. образование высшее
3.2. Описание материально-технического обеспечения программы
15

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Автор

Название

Издательство

год
изд.

1. Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша: Учебный курс для детей 4—5 лет., 5-6
лет, 6-7 лет — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 — 160 с.
4. Интернет ресурсы
5. Игровой методический комплекс к дидактическому материалу «Логические блоки
Дьенеша» составители Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б., Лабутина Л., дизайнер К.Вейгандт.
ООО «Корвет», Санкт-Петербург, 2005.
6. Альбомы «Блоки Дьенеша»:
- Праздник в стране блоков,- ,- ООО «Корвет», С-Пб, 2010.
- Поиск затонувшего клада,-ООО«Корвет», С-Пб, 2010.
- Спасатели приходят на помощь,-ООО «Корвет», С-Пб, 2010.
- Маленькие логики 1, 2,-ООО «Корвет», С-Пб, 2010.
- В. П. Новикова, Л. И. Тихонова. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.
Для работы с детьми 3-7лет»
Игровые альбомы палочки Кюизенера:
- «Посудная лавка» для детей 5-7 лет - ООО «Корвет», С-Пб, 2010.
-

«В стране блоков и палочек» для детей 5-7 лет - ООО «Корвет», С-Пб, 2010.

Приложение 1
Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша.
1. «Что изменилось». Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые
нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две
фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
2. «Волшебный мешочек». Все фигурки складываются в мешок. Попросите
ребенка на ощупь достать все круглые блоки
(все большие или все толстые). Все фигурки опять же складываются в мешок.
Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким
признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
3. «4-й лишний» Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из
них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
4. «Найди не такие» Положите перед ребенком любую фигуру и попросите
его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме,
толщине).
5. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие
же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по
цвету.
6. «Продолжи ряд» или «Цепочка».
16

а) Выложите перед ребенком ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый,
красный... (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему
продолжить ряд.
б) Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась
от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
в) Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур
одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине
и цвету и т.д..).
г) Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но
разные по форме и т.д.
д) Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и
размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
7. «Найди пару». Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру:
большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
8. «Клад». а) Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша, и
пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную
картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете
отвечать только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?»
- «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает
дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый
задает наводящие вопросы. б) По аналогии можно спрятать в коробочку одну из
фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок
лежит в коробочке.
9. В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой - 4. Спросите ребенка, где
блоков больше и как их уравнять.
10. «Второй ряд». Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний
ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой
формы (цвета, размера).
11. «Чего не хватает». Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней
фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
12. Игра с одним обручем. На полу лежит обруч. У каждого ребенка в руке
один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего.
Например, внутри обруча - все красные блоки, а вне обруча - все остальные. Детям
задают вопросы:
- Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные).
- Какие блоки оказались вне обруча? (Не красные).
Верен именно такой ответ, т.к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все
красные блоки, и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча
определяется через свойство тех, которые лежат внутри.
13. Игра с двумя обручами. На полу два разноцветных обруча (синий и
красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает
кому-нибудь встать:
-внутри синего обруча,
-внутри красного обруча,
17

-внутри обоих обручей,
-вне красного обруча,
- внутри синего, но вне красного,
- внутри красного, но вне синего,
-вне синего и красного обручей.
Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все
круглые блоки, а внутри красного обруча - все красные. На первых порах вызывает
затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей
части двух обручей.
После выполнения практической задачи по расположению блоков дети отвечают на
четыре вопроса:
- Какие блоки лежат внутри обоих обручей?
- Внутри синего, но вне красного обруча?
- Внутри красного, но вне синего?
- Вне обоих обручей?
Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств формы и цвета.
14. В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый
игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается.
Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному:
фигурами другого цвета (формы, размера).
15. Ребенку предлагается выложить блоки Дьенеша по начерченной схемекартинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький
треугольник и т.д.
16. «Художник» Из логических блоков Дьенеша можно составлять
плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня. Ребенку надо
подбирать блоки Дьенеша по карточкам, где изображены их свойства.
17. «Заселим в домики». Необходимо распределить блоки по соответствующим
нарисованным домикам.

18

13
13

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.