Аннотация к программе дополнительного образования «Технология творчества - ТРИЗ в обучении дошкольников» «Программа «Технология творчества -ТРИЗ для дошкольников» - дополнительная программа воспитания детей дошкольного возраста муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Березка» ст. Кардоникской» Программа направлена на развитие творческих способностей детей Содержание Программы разработано в соответствии с ФГОС дошкольного образования на основе авторской парциальной программы «Технология творчества ТРИЗ для дошкольников». Автор: Попко Е. А В программе используются методы и приемы: − АМО (активные методы обучения); − ИКТ (Интерактивные компьютерные технологии); − объяснительно-иллюстративные; − практические; − гностические; − методы исследования; − методы стимулирования и мотивации. Эмоциональные методы: − поощрение; − порицание; − создание ярких наглядных образных представлений; − создание ситуации успеха; − свободный выбор заданий. Познавательные методы: − опора на жизненный опыт; − создание проблемной ситуации; − выполнение творческих заданий. Социальные методы: − создание ситуации взаимопомощи; − поиск контактов и сотрудничества; − заинтересованность в результатах; взаимопроверка. Все эти методы адаптированы к работе с детьми дошкольного возраста. Программа разработана для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет, срок реализации Программы - 2 календарных года . Занятия проводятся 1 раза в неделю, продолжительность 30 минут. Всего занятий в год: 36 Целью Программы является развитие творческого , системно – диалектного мышления Цели Программы достигаются через решение следующих задач: -знакомить с окружающим миром методами и приемами ТРИЗ, формируя навык познавательной, творческой и практической деятельности; -развивать творческие способности через умения видеть и решать противоречия; -воспитывать активную жизненную позицию, культуру межличностных отношений в совместной деятельности. Основные принципы программы - Преемственность: каждый последующий материал базируется на знании предыдущего с расширением и углублением осуществляется постепенное усложнение темы и переход развития интеллектуальных способностей ребенка к технологии творческого процесса. - Цикличность: каждая изучаемая тема максимально использует методы и приемы ТРИЗ и РТВ (системный оператор (СО); конфликтная пара (КП); противоречие (ТП, ФП); идеальный конечный результат (ИКР); ресурсы (ВПР); приемы устранения противоречий; веполь; методы развития творческого воображения (РТВ); алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)), формируя навык разноуровневого понимания элементов и их применения в познавательной, творческой и практической деятельности, использования в жизненных ситуациях. - Интеграция: ТРИЗ как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка осуществить эвристическое обучение. - Опережающего развития: обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка, что позволяет осуществлять плавный переход от пассивно-полуактивного к активному, а от него - к полуавтоматическому этапу, ведя ребенка вперед к творчеству; - Ситуации успеха: нет неправильных решений - есть другое решение, идет взаимообмен результатами, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Планируемы результаты обучения Дети должны иметь представление: - о целях и задачах данного курса. Дети должны знать: - методы и приемы ТРИЗ и РТВ. Дети должны уметь: - применять изученные методы и приемы ТРИЗ и РТВ для получения и преобразования знаний; - решать изобретательские задачи.