Рабочая программа по реализации дополнительной программы дошкольного образования Юные экологи родного края

Содержание
№

Раздел программы

Раздел 1. Целевой
1.1

Пояснительная записка
Цели и задачи реализации рабочей программы

1.2

Принципы и подходы к формированию программы

1.3

Значимые для разработки и реализации рабочей
программы характеристики

1.4

Прогнозируемые результаты к концу года
Формы подведения итогов реализации программы
Целевые ориентиры к концу года

Раздел 2. Содержательный
2.1

Модель организации работы, форма занятий,
методы и приемы
Работа с родителями

2.2

Содержание рабочей программы
Комплексно – тематический план работы

Раздел 3. Организационный
3.1. Организационнопедагогические
условия
3.2 Кадровые

Методическое обеспечение

3.3 Материально – технические

Литература

Техническое оснащение

Пояснительная записка
С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не
исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора
выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо
углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо
начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить
любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе
и делать выводы. Занимаясь, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных
явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание
знать больше.При изучении тем, предусмотренных программой, развивается мышление образное
и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Цель:
- формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить
окружающий мир и природу.
Задачи:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и
социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире,
взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и
экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний
и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным
окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды, развитие чувства
первооткрывателя.
Возрастная характеристика детей 5-6 лет
Расширяется интеллектуальный кругозор детей. Их интересы постепенно выходят за рамки
ближайшего окружения детского сада и семьи. Дети активно интересуются окружающим
социальным и природным миром, необычными событиями и фактами. При этом ребенок
пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. К 5 годам детей
можно назвать «маленькими философами», которые ежедневно самостоятельно делают
маленькие «открытия»

Возрастная характеристика детей 6-7 лет
Ребенок 6-7 лет активно познает окружающий мир, задает много вопросов и сам строит
собственные версии. Также:хорошо ориентируется в пространствеинтересуется, как и из чего
сделаны предметысоставляет собственное представление об устройстве окружающего мираумеет
применять новые знания в жизненных ситуациях и играхлегко понимает принцип действия
сложных игрушекс легкостью учится новым действиям, совершенствует имеющиеся навыки
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и
личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Работа ведется по блокам
1.Блок-Выясняем что такое «экология и краеведение»
•
•
•

Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой,
между человеком и природой.
Краеведение – изучение отдельной местности. Простейшие элементы ориентирования.
Связи между природой и человеком.

2.Блок-Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения
•

•

Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности
растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц,
зверей, других животных). Объяснение происхождения названий некоторых видов с
целью их лучшего запоминания.
Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знания названий
рассмотренных растений и животных.

3.Блок-Знакомимся с растениями, которым угрожает исчезновение
•

Местные лекарственные травы. Правила их сбора, употребления. Причины сокращения
численности, необходимые меры их охраны. (составление «Красной книги» Татарстана)

4.Блок-Изучаем способы охраны природы
•

Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и республики. (знакомство с 3-4
заповедниками).

5.Блок-Выясняем роль неживой природы в жизни живого
•
•
•
•
•
•

Солнце как источник тепла и света для живых существ.
Теплолюбивые и холодостойкие растения.
Приспособления животных к сезонным изменениям температуры.
Местные полезные ископаемые.
Растения и животные лесов, полей, лугов и водоёмов.
Экологическая сказка.

6.Блок-Изучаем экологические связи в живой природе – 4 часа.
•

Экологические связи в живой природе на примере дубового леса. («Дуб и всё вокруг
него»). Понятия «прямые связи» и «косвенные связи».

7.Блок-Знакомимся с охраняемыми растениями
•
•
•
•

Охраняемые растения Карачаево-Черкесской республики.
Лекарственные растения республики.
Ядовитые растения.
Причины сокращения численности и меры их охраны.

8.Блок-Учимся передавать свои знания другим ребятам
•
•

Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток
для своих младших товарищей.
Подготовка и проведение КВНов экологического содержания.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы:

-диагностика. Анализ осуществлялся методом тестирования каждого ребёнка.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ - Трехуровневая

Высокий уровень «2» - качество проявляется устойчиво,
Средний уровень «1» - качество проявляются не устойчиво,
Низкий уровень «0» - качества не проявляются.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Высокий
Средний
Низкий
Уровневый
показатель

Итоговый результат

Средний балл

Овладевший менее чем
половиной объема
материала
0 баллов
Имеет первичные
представления о
России, и её столицы,
президенте и флаге
государства

Имеет первичные
представления о
своей малой Родине

Называет свой
домашний адрес

Ф.И.ребенка

Знает имена членов
семьи

№
п/п

Знает свое Ф.И.О.

2 балла

Знает названия
детского сада ,имена
и отчества некоторых
сотрудников

полном объеме

Имеет представление
о своей национальной
принадлежност

Овладевший материалом в

Критерии оценивания
Овладевший примерно
половиной объема
материала
1 балл

Целевые ориентиры к концу года:
Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного
взаимодействия с растениями и животными)
Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
Сформированы представления об истории возникновения родного города, о достопримечательностях
и исторических местах родного города, его героическом прошлом.
Сформированы представления об особенностях природы родного края (характерных признаках
сезона, типичных представителях животного и растительного мира, полезные ископаемые,
охраняемые растения. Ребенок проявляет интерес, любознательность по отношению к
родному краю, его истории, памятникам архитектуры малой родины.
У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине. Сформированы
представления о людях искусства родного края.
Сформированы представления о быте людей в старину, народных праздниках и традициях
Отражает свои впечатления о малой родине в речевой деятельности.
Ребенок знаком с произведениями писателей родного края, различает жанры произведений.
Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает,
изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.
Ребенок знаком с произведениями художников родного края, произведениями мастеров
народно – декоративного искусства
2.Содержательный раздел
2.1Учебный план
Количество
занятий
Количество часов

В
неделю
1

В месяц

В год

В 2 года

4

36

72

30 мин

2ч

18ч

36ч

Работа с родителями:
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей - создание в детском саду необходимых условий
для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих
целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области
воспитания. Решение задач воспитания у дошкольников любви к своему дому, к своей родине зависит от
позиции близких. Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего родного края творческим,
развивающим и интересным для ребенка необходимо привлечение родителей, преемственность семьи и
детского сада.
Цель взаимодействия с родителями: организация работы с родителями, стимулирующей повышение их
активности в воспитании у ребенка любви к родному краю, станице
Задачи: Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям, характеризующим
национальный колорит КЧР. Формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к
истории, культуре, природе родного края.
Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада. Способствовать раскрытию
творческих способностей в семье. Основные направления взаимодействия с семьей: повышение

педагогических знаний родителей (в том числе информированность родителей о ходе образовательного
процесса); организация взаимодействия ДОУ и семьи. Информирование родителей о ходе
образовательного процесса (повышение педагогических знаний) осуществляется посредством
организации дней открытых дверей, индивидуальных и групповых консультаций, родительских собраний,
оформления информационных стендов, создания памяток, буклетов, интернет-журналов, организации
выставок детского творчества, приглашения родителей на детские праздники. Привлечение родителей в
воспитательно-образовательный процесс осуществляется посредством организации конкурсов,
праздников, прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Формы организации работы:
- фронтальная;
- групповая;
- коллективная;
- индивидуальная.
Методы обучения:
Система творческих заданий, которые даются детям через игры и алгоритмы.
Необходимое условие - практическое воплощение творческой мысли в рисунках, сочинениях,
сказках, песнях, загадках поделках движениях.
Учебно-тематический план 1 год обучения
Дата
1 неделя
сентября

2 неделя
сентября
3 неделя
сентября

4 неделя
сентября

1 неделя
октября

Тема, задачи
«Что нам осень подарила» Закрепить
знания детей об овощах и фруктах.
Уточнить знания детей об уходе за
овощами. Воспитывать трудолюбие.
Активизировать словарь детей словами,
обозначающими овощи и трудовые
действия.
«Лес – многоэтажный дом»
Познакомить детей с
«многояростностью» растений.
«Осень в белые туманы» Уточнить
знания детей о таком природном
явлении, как туман. Развить
познавательную активность.
Активизировать словарь детей: туман,
сыро, влажно, густой покров.
«Доброе, хорошее солнце» Уточнить
знания детей о солнце осенью.
Формировать умения определять погоду
по приметам. Активизировать словарь
детей: вода, тепло, свет, земля.
«Расскажи Хрюшке о комнатных
растениях»
Уточнить представления детей о
растениях в группе, о необходимых для
них условиях жизни. Познакомить с
новыми растениями. Научить узнавать и
называть части растения (корень,
стебель, лист, цветок). Воспитывать

Содержание
Чтение стихов «Здравствуй,
осень!» Е.Благинина, наблюдение,
беседа «Что растет на грядке?»

Дидактическая игра «Найди
дерево по описанию».
Беседа «Что это – туман?», чтение
стихов, загадывание загадок,
наблюдение. Опыты с водой и
паром.
Чтение стихов: «Четыре клада…»
М. Маханева. Наблюдение, опыт
«Ладошки».

Артикуляционная гимнастика,
игра «Найди растение»,
физкультминутка «цветы», Д.И.
«За каким растением спрятался
Хрюша?»

2 неделя
октября

3 неделя
октября

4 неделя
октября

1 неделя ноября

2 неделя ноября

3 неделя ноября

4 неделя ноября

1 неделя
декабря

интерес к исследовательской
деятельности. Поощрять желание
ухаживать за растениями, относиться к
ним с любовью и нежностью.
« За миллионы лет до нашей эры. (
Первые птицы. Почему вымерли
динозавры? Первые млекопитающие.)»
Цель – продолжить знакомство детей с
зарождением и развитием жизни на
Земле.
«Осеннее дерево»
Формировать умения детей наблюдать
явления природы, анализировать и
делать выводы о некоторых
взаимосвязях и закономерностях.
«Домашние животные» Формировать у
детей обобщенные представления о
домашних животных: как за ними надо
ухаживать, какую пользу приносят,
какие условия нужны для жизни.
«Сколько знаю я дождей» Развивать
способности детей наблюдать сезонные
явления и их изменения. Формировать
умения выделять характерные признаки
осеннего и летнего дождя.
Активизировать словарь детей: моросит,
мелкий, холодный.
«Воробьишка»
Знакомить детей с зимующими птицами:
воробьи. (Уточнить с детьми, как
изменения в природе повлияли на жизнь
воробья). Развивать интерес к
наблюдениям за птицами.
Активизировать словарь детей:
зимующие, перелетные.
«Дикие звери зимой» Продолжать
формировать знания о лесных
обитателях. Развивать у детей
представления о последовательности
событий в жизни лесных зверей.
«Снежинка»
Развивать способности наблюдать
сезонные явления и их изменения,
внимания и памяти, видеть красоту
природы. Активизировать словарь
детей: первый снег.
«Русский лес. Жители различных этажей
леса».
Цели: закреплять и пополнять знания о
диких животных средней полосы;
определять их приспособленческие
особенности к лесной жизни,

Лепка «Динозавр»,
рассматривание энциклопедий,
просмотр документального
видеофильма
Нетрадиционная техника
рисования: кляксографияэкспериментирование.
Беседа, использование
художественного слова,
пальчиковая игра «Облака», игра
«Вспомни и назови».
Коммуникативная игра-танец
«Вальс друзей»
Пение «Туча», «Кап, кап…». Муз.
И. «Солнечные зайчики и тучка»
пальчиковая игра «Облака».
Подвижная игра «Кто в домике
живет?»
Природные приметы Массаж
пальцев «Грачи»
Птичьи заклички
Речевая игра «Кто же это?»
Чтение стих-ний, творческие
задания, подв. игра «Зайцы и
волк», беседа.

Наблюдение, беседа, чтение
познавательных рассказов, опыт
«Снежинка»
Наблюдение за жизнью птиц, за их
поведением.
Рассматривание следов на снегу и
определение кому они
принадлежат
«Вот и к нам пришла зима»

выстраивать пищевые цепочки;
объяснить, что в природе все
взаимосвязано, в ней нет «лишних» или
«вредных» животных, птиц, насекомых
и т.д. Поощрять в детях познавательную
активность.
2 неделя
декабря

3 неделя
декабря

«Если хочешь быть здоров»
Цели: закрепить представления детей о
приспособляемости человека к зимним
условиям жизни. Познакомить детей с
использованием факторов природной
среды для укрепления здоровья; дать
знания об использовании средств нар.
медицины при простудных
заболеваниях; знакомить с правилами
поведения при простудном заболевании.

Наблюдения за высотой неба, за
осадками, за снежным покровом
(находить взаимосвязь между
температурой воздуха и
консистенцией снега.
Измерять t воздуха, глубину снега.
С.Маршак «Сыплет, сыплет снег
охапками…», «Двенадцать
месяцев», А.Фет «Мама! Глянь-ка
из окошка…», Т.А.Шорыгина
«Зимний лес», «Зима», «Когда
дубраве лучше
живётся»,А.Пушкин «Зимний
вечер»

«Животный мир полярных районов
земли»
Цели: дать детям представление о
природных условиях тундры, животном
и растительном мире. Научить
устанавливать взаимосвязь между
климатическими условиями и
состоянием растений. Активизировать и
пополнять словарь детей.
Способствовать воспитанию интереса к
разнообразию природы.

Наблюдения за
продолжительностью светового
дня, за температурой воздуха.
«Кто лишний?», «Зоологическое
лото», «Чей силуэт?»
«Хищники и травоядные».
С-р игра «Полярные
исследователи»

2 неделя января
«Животный мир жарких стран»
Цели: расширять представления детей о
жарких странах, о животных, их
населяющих. Познакомить с
приспособленческими особенностями
растений и животных. Развивать
любознательность и воспитывать
стремление к изучению природы Земли.
Обогащать словарь детей.
3 неделя января

Экскурсия в парк.
Цель: продолжать учить детей
видеть и понимать связь между
живой и неживой природой.

«Домашние животные»
Цели: расширять знания детей о
домашних животных и их детёнышах,
знания об их назначении и пользе для
человека. Объяснить, что дом.
Животных не может заменить машина.
Развивать умение отстаивать своё
мнение, доказывать свою правоту.

Г. Ганейзер «Про жаркую
пустыню», стихи об африканских
животных,
Р.Киплинг «Отчего у верблюда
горб», «Откуда у носорога шкура»,
«Откуда взялись броненосцы»,
Н.Сладков «Разноцветная земля»,
М. Пляцковский «Колючка на
ужин»
«Пищевые цепочки»,
«Кто где живёт», «Хищники –
травоядные»
С –р игра «Путешествие на юг».
Наблюдения за снежным
покровом. Обсудить защитные
свойства снега.
С-р игры «Ветлечебница»,
«Животноводы».
Дид.и. «Найди ошибку»,
«Зоологическое лото», «Кто что
ест».

Формировать знание о взаимосвязи
всего живого в природе. Воспитывать
уважение к труду людей, работающих в
сельском хозяйстве.
4 неделя января
Рассматривание веток деревьев.
Цель: Уточнять представления детей о
деревьях, их строении, жизни в зимний
период. Закреплять знания детей о том/,
что дерево – живой организм, который
нуждается в воде и тепле. Воспитывать
бережное отношение к деревьям зимой,
любовь к природе родного края.
1 неделя
февраля

Чистая вода – богатство страны.
Цель: Закреплять представления детей
о планете Земля. Расширять
представления детей о видах, в которых
существует вода в окружающей среде.
Расширять знания детей о роли воды в
жизни человека. Воспитывать бережное
отношение к чистоте воды.

2 неделя
февраля
Водоемы родного края.
Цель: Учить детей грамотно отвечать
на вопросы; способствовать развитию
внимания. Воспитывать бережное
отношение к природе.
Совершенствовать знания о родном
крае. Развивать у детей эстетическое
восприятие, любовь к природе.
3 неделя
февраля

4 неделя
февраля

1 неделя марта

«Живое – неживое»
(Признаки живого на примере человека
– разговаривают, двигаются, дышат,
слышат, видят и т.д.).
«Глаза – зеркало души» - беседа о
зрении и глазах.
Цель: познакомить с функциями органа
зрения.
«Как поссорились март и февраль»
Цель: продолжать формировать у детей
представления о марте как месяце
пробуждения природы. Закреплять

Д/игра «Магазин «Семена»»
(семена деревьев).
Опыт: «Зеленые веточки» (для
деревьев нужно тепло и вода).
Дидактическая игра «С какой
ветки детки?».
Цель: Развивать и закреплять
знания детей о деревьях, их
семенах и листьях. Закреплять
правила поведения в лесу, в парке.
Словесно-дид. игра «Кому
нужна вода?».
Опыт: «У воды нет вкуса, нет
запаха».
Настольно-печатная игра – лото
«Когда это бывает?»
Цель: Уточнять и закреплять
знания детей о сезонных
изменениях в природе и жизни
животных в разные сезоны года.
Загадки-описания «Мы –
водные животные».
Опыт: «Вода испаряется»
(Круговорот воды в природе).
Дидактическая игра «Что сначала,
что потом?»
Цель: Формировать и
закреплять знания детей о степени
зрелости овощей, фруктов, о
порядке роста разных растений,
живых существ (рыб, птиц,
земноводных).
Чтение художественной
литературы:
В. Бианки «Рыбий дом», Н.
Осипов «В воде и у воды»,
«Животные морей».
Просмотр фильма «Животные».
Беседа о правилах сохранения
зрения.
Гимнастика для глаз.
Дидактическая игра
«Жмурки». Сюжетно-ролевая игра
«На прием к офтальмологу».
И.Токмакова «Весна», Ф.Тютчев
«Весенние воды»,Е.Серова
«Подснежник»,
Э.Шим «Камень, ручей, сосулька и

знания об изменениях в жизни
животных и птиц. Развивать умения
замечать нарастающие изменения в
неживой природе. Воспитывать интерес
к народному календарю. Учить детей
объяснять смысл примет и пословиц о
марте (весне).
2 неделя марта
« Пищевые цепочки».
Цель – уточнить представление детей о
том, как в природе возникают пищевые
связи растений и животных; показать, что
изменение одного звена ведет к
изменению всей цепочки (нарушения
цепочки происходят в связи с
изменениями погодных условий и
неправильными действиями людей в
природе).
3 неделя марта « Круговорот воды в природе».
Цель – познакомить детей с
круговоротом воды в природе.
Формировать связную речь, умение
логически стройно и доказательно
высказывать свои мысли.
4 неделя марта « Мы в лес идем. Маршрут № 4».
Цель - учить понимать и сохранять
природу, быть активными в природе,
соблюдая при этом правила поведения в
лесу, например, наблюдая за зимующими
птицами.
1 неделя апреля « Жизнь животных в разных
климатических условиях (северный олень,
верблюд)».
Цель – познакомить детей с животным
миром тундры, с его своеобразием, с
животным миром пустыни и его
своеобразием; дать представле6ние о том,
что климатические условия влияют на
образ жизни животных и их питание.
Моделирование (Климатические
условия»).
2 неделя апреля «Этот загадочный звездный мир»
Цель – познакомить детей с тем, что мир
звезд чрезвычайно разнообразен, что они
находятся очень далеко от Земли и
поэтому кажутся маленькими
сверкающими точками; пересказать или
прочитать легенду о звездах « Ковш
Большой и Маленькой Медведицы».
3 неделя апреля « Жизнь животных в разные времена года
в разных экологических системах (лес,
река, море).

солнце»,
М.Исаковский «Пробилась зелень
полевая…»
«Бывает – не бывает», «Что
перепутал художник?»,
«Сравни и найди отличия».

Составление коллективной схемыцепочки.
Просмотр видеофильма,
мультфильмов.
Заучивание стихотворения

Создание макета «Круговорот
воды в природе».
Рисование состояний воды

Экскурсия в лес.

Рисование животных в различных
климатических условиях.
Создание моделей климатических
условий.

Занятие «Космонавт», просмотр
презентации «День космонавтики»

Аппликация «Разные времена
года», чтение стихотворений об
экологических системах

Цель – закрепить знания о жизни
животных, растений, водных обитателей
в разные времена года, в разных средах;
уточнить представление о Красной книге
природы.
4 неделя апреля « Друзья человека в мире животных»
Цель – закрепить знания о полезных
животных – друзьях человека;
формировать правильное представление о
роли, которую они играют в природе и в
жизни человека; воспитывать бережное
отношение к окружающей среде.
1 неделя
«Человек – живой
мая
организм»
Цель – подвести к осознанию себя как
живого существа, которое имеет свои
особенности и потребности. Формировать
представление детей, о некоторых
органах человека, о положительном и
отрицательном влиянии на них.
2 неделя
«Цветущий сад»
мая
Цель – познакомить детей с
особенностями весеннего состояния
плодовых деревьев
(цветением). Продолжать устанавливать
связи между
изменениями условий
(тепло, свет) и изменением состояния
растений (рост, цветение). Воспитывать
эстетические чувства.
3 неделя
«Экологическая тропа»
мая
Цель – приблизить детей к природе,
учить общаться с ней, любить ее.
Уточнять, имеющиеся знания об
окружающей природе.

Учебно-тематический план

Составление рассказов о
животных в семье.
Фотогалерия «Семейный альбом»

1. Рассмотреть энциклопедию
«Тело
человека»
2. Рассказ воспитателя о
некоторых органах человека
3. Беседа «Что для человека
вредно, а что полезно»

1. Наблюдение за яблоней.
2. Беседа «Почему цветут деревья»
(установить связь с
погодными условиями)
3. Работа с календарём природы.

1. Чтение стихотворения
Р. Рождественского
«Береги природу»
2. Целевая прогулка по
экологической тропе
3. Беседа «Что будет, если…»

2 год обучения

Тема
Сентябрь 1неделя
«Цветы на
осеннем участке»

Задачи

Закрепить знания детей об осенних
садовых цветах: отличие по внешнему
виду, стадии созревания семян.
Уточнить представления детей о
садовых работах осенью.
Активизировать словарь детей словами,
означающими названия садовых цветов.
Сентябрь 2неделя Закрепить знания детей об овощах и
«Осенний урожай» фруктах. Уточнить знания детей об
уходе за овощами. Воспитывать
трудолюбие. Активизировать словарь
детей словами, обозначающими овощи и
трудовые действия.
Сентябрь 3неделя Уточнить знания детей о таком
«Осень в белые
природном явлении, как туман. Развить
туманы»
познавательную активность.
Активизировать словарь детей: туман,
сыро, влажно, густой покров.
Сентябрь 4неделя Продолжить знакомство детей с
«То березка, то
характерными особенностями деревьев,
рябинка»
сезонными изменениями. Воспитывать
любовь к природе.
Октябрь 1 неделя
Продолжать формировать
«Шестиногие и
представления детей о насекомых и
восьминогие»
пауках, об особенностях их жизни
осенью, развивать способности детей к
моделированию признаков и понятий
Октябрь 2 неделя
Расширять представления детей о
«Особенности
способах передвижения насекомых,
передвижения
развивать познавательный интерес к
насекомых»
жизни живых маленьких существ,
воспитывать любознательность
Октябрь 3 неделя
Дать представление детям об окраске
«Обманчивая
как способе защиты от врагов,
окраска. Защита»
продемонстрировать зависимость
окраски от места обитания насекомого,
развивать познавательный интерес к
природе
Октябрь 4 неделя
Познакомить детей с метаморфозой
«Где и как зимуют насекомых. Показать на примере
насекомые?»
насекомых, что к зиме природа только
замирает, чтобы весной возродиться
вновь. Формировать интерес и доброе
отношение к этим живым существам
Ноябрь 1 неделя
Заинтересовать детей познанием
«Летающий
секретов жизни бабочек, помочь детям
цветок»
насладиться внешней красотой этих
насекомых

Содержание
Загадывание загадок, д/игра
«Угадай по описанию»,
наблюдение.

Чтение стихов «Здравствуй,
осень!» Е.Благинина, наблюдение,
беседа «Что растет на грядке?»

Беседа «Что это – туман?», чтение
стихов, загадывание загадок,
наблюдение.
Чтение стихов: «Березонька»,
«Рябинка», д/игра «Опиши
дерево», загадывание загадок,
наблюдение
Рассматривание схемы
«Насекомые»; работа с
карточками - заданиями;
придумывание; Чтение К. Чуковского «Муха-Цокотуха»; рассказ
Беседа; работа с карточками,
просмотр видеоматериала
«Микрокосмос»
Загадки, рассматривание плаката
«Кто где спрятался?»; Беседа
«Зачем насекомым такая
окраска?», Д/игра «Помоги
насекомому спрятаться»
Прослушивание «Звуки
насекомых»; Беседа; изготовление
коллажа «Где зимуют
насекомые?»
Беседа «Кто такие бабочки?»;
рассматривание иллюстраций о
бабочках, рассказ, игра «Бабочки
на лугу», аппликация «Бабочка»

Ноябрь 2 неделя
«Кто живёт
четыре жизни?»

Расширять представления детей о жизни
бабочек, познакомить со стадиями
развития бабочек.

Нябрь 3 неделя
«Удивительные
факты из жизни
насекомых»

Расширять и углублять представления
детей о жизни насекомых, познакомить
с насекомыми - рекордсменами;
воспитывать симпатию к этим
животным.
Обобщить знания детей о насекомых,
пауках и других мелких животных;
развивать речь, внимание, быстроту
реакции; воспитывать экологическую
культуру детей
Познакомить детей с историей
появления и исчезновением динозавров;
расширять кругозор; развивать
мышление, речь, любознательность

Ноябрь 4 неделя
Викторина
«Шестиногие
малыши»
Декабрь 1 неделя
«Предки
современных
животных динозавры»
Декабрь 2 неделя
«Жизнь под
микроскопом»
Декабрь 3 неделя
«Откуда берётся
плесень?»
Январь 3 неделя
«Кто такие
млекопитающие?»

Январь 4 неделя
«Экзотические
животные»
Январь 5 неделя
«Морские
млекопитающие»
Февраль 1 неделя
«Обитатели
живого уголка»

Расширять представления детей о
формах жизни, формировать
потребность в здоровом образе жизни,
воспитывать бережное отношение к себе
и окружающим
Расширять представления детей о
мельчайших живых организмах –
плесневых грибах, развивать
познавательный интерес детей к живым
организмам
Обобщить и расширить представление
детей о млекопитающих как живых
существах; учить различать понятия
«млекопитающие», «звери»,
«животные», развивать способность
детей к моделированию
Уточнить и углубить у детей знания об
экзотических животных, развивать
интерес к ним, воспитывать доброе и
чуткое отношение к животным
Формировать представление о морских
млекопитающих, особенностях
передвижения, питания, дыхания,
расширять детский кругозор
Расширять представления детей о жизни
обитателей живого уголка, особенностях
ухода за ними, развивать
познавательный интерес, воспитывать
любознательность.

Загадка; Демонстрация
иллюстраций этапов развития
бабочки; чтение рассказа «А
бабочка крылышками»; д/игра
«Путаница»
Беседа; рассматривание
энциклопедии; Рассказ; Д/игра
«Продолжи фразу»
Конспект

Беседа «Древняя планета», д/пауза
«Динозаврики», рассказ; н/п. игра
«Доисторическая земля»
Рассказ; рассматривание
предметов и кожи под лупой;
беседа,опыт, д/игра «Хорошоплохо»
Рассматривание продуктов
питания с плесенью, опыт
«Заплесневелый хлеб»,
рассматривание плесени через
лупу, Рассказ воспитателя.
Беседа «Признаки
млекопитающих», д/игра «Помоги
зверям найти свой дом», д/игра
«Переселение», игра «Загадочный
гость»
Игра «Путешествие в Африку»,
беседа, этюд «Зверинец», рассказ
о заповедниках
Исследовательская деятельность,
Чтение рассказа «Дельфины»,
просмотр видеосюжета, Беседа
«Кто такие моржи и тюлени?»,
рассказ
Беседа, наблюдение,
рассматривание иллюстраций.

Февраль 2 неделя
«Про кошек и
собак»
Февраль 3 неделя
«Бездомные
животные»
Февраль 4 неделя
«Зубы, носы, уши»

Март 1 неделя
«Какие бывают
лапы? Следы
животных»
Март 2 неделя
«Мастера
спасаться от
врагов»
Март 3 неделя
«Что где растёт?
Кто где живёт?»
Март 4 неделя
«Чёрное золото»
Апрель 1 неделя
«Тундра и
человек»
Апрель 2 неделя
«Планета
заболела»
Апрель 3 неделя
«Откуда в кране
вода?»
Апрель 4 неделя
«Что такое
экология?»

Познакомить детей с разнообразием
пород кошек и собак. Раскрыть их
значение для человека; воспитывать
любознательность.
Показать, какой урон причиняют
бродячие кошки и собаки; воспитывать в
детях бережное отношение к домашним
животным.
Конкретизировать представления детей
о способах приспособления жизни
животных на Земле, развивать
способности детей, мышление,
воображение, речь, познавательный
интерес к природе
Расширять представления детей о
строении лап и способах передвижения
зверей, закрепить представления о
строении тел животных, учить детей
«читать» следы животных
Конкретизировать представления детей
о способах защиты зверей от врагов;
воспитывать экологическую
грамотность.
Обобщать и систематизировать
представления детей о растениях и
животных различных мест обитания,
показать приспособленность организмов
к условиям жизни
Познакомить детей с полезным
ископаемым – нефтью, воспитывать
бережное отношение к природе и её
богатствам
Обобщить знания детей о тундре, её
растительном и животном мире,
коренных народностях, воспитывать
бережное отношение к природе родного
края
Уточнить и расширить представления
детей о воздухе, его составе, о ветре,
рассказать об основных причинах
загрязнения воздуха, развивать
логическое мышление.
Обобщить представления детей о воде
как источнике жизни, расширять
представления о значении водопровода,
воспитывать бережное отношение к
природе родного края
Вызвать интерес детей к решению
экологических вопросов. Ввести
понятия «окружающая среда»,
«экология»

Беседа, рассматривание
иллюстраций, рассказ ребят о
своих питомцах, рисование
любимого домашнего животного
Загадки, рассматривание
иллюстраций, беседа «Воробей –
наш частый гость», рассказ
воспитателя, чтение «Большая
синица»
Беседа «Для чего животным нос,
зубы, уши?», рассматривание
иллюстраций, игра «Лиса и
мыши», игра «Кто спрятался?»
Беседа, сравнение лап зверей, игра
«Что за зверь?», «Кто пошёл по
снегу?»
Беседа «Чем похожи?», д/игра
«Кто кого боится?», игра «Кто как
спасается от врагов?»
Д/игры «Рассади растения»,
«Звери заблудились», слов./игра
«Загадай, а мы отгадаем»
Рассказ воспитателя,
исследовательская деятельность,
Беседа о вреде, наносимом
природе.
Игра «Цепочка», «Что лишнее?»,
беседа «Каков ты, Ямал?»,
рассматривание иллюстраций
Рассказ о воздухе, опыт
«Свойства воздуха», беседа.

Беседа «Откуда в кране вода?»,
рассказ, опыт по очищению воды

Рассматривание фотографий
«Экологическая тревога», беседа,
чтение рассказа, рисование
«Подарок планете Земля»

Май 1 неделя
«Планета Земля –
наш космический
дом»
Май 2 неделя
«Сбережём
удивительный мир
растений и
животных»
Май 3 неделя
«Солнышко на
травке»
Май 4 неделя
«Кому нужна
вода?»

Познакомить детей с глобусом –
моделью земного шара – и картой, дать
элементарные представления о доме
человека и доме – природе, воспитывать
бережное отношение к Земле – своему
дому.
Закрепить знания детей о мире растений
и животных, воспитывать у детей
бережное отношение к растительному и
животному миру, эмоциональную
отзывчивость.
Уточнить знания детьми цветка, умение
найти его по листьям, форме соцветия,
формировать у детей интерес к работе с
краской. Продолжать вызывать у детей
интерес к живым цветам.
Уточнить и расширить знания детей о
воде, её свойствах, роли в жизни
человека и живых организмов, дать
представления об основных причинах
загрязнения воды, его последствиях.

рассказ воспитателя, Беседа, игра
– моделирование «Живая
планета»

Беседа, д/игра «Какие деревья
растут в лесу?», игра «Что? Для
чего?», чтение стихотворения
К.Бальмонта «За грибами»
Чтение стихов, пальчиковая
гимнастика, продуктивная
деятельность
Беседа по вопросам,
рассматривание иллюстраций
«Вода нужна всем», опыт,
составление рассказа. Рисование
природоохранных знаков

3.Организационный
3.1Кадровые условия
Воспитатель:Деньщикова Инна Васильевна
3.2Материально-технические условия

№ п/п

Наименование оборудования

Количество

1

Ноутбук

1

2

Интерактивная доска

1

3

Компьютеры

1

4

Принтеры

1

5

Телевизор

1

6

Глобус, карты.

7

Макеты

8

-Предметные картинки с изображением растений, животных и
насекомых

9

Фигурки с домашними и дикими животными

10

Муляжи и натуральные овощи и фрукты

11

Групповой уголок природы, в котором комнатные растения

12

Гербарий растений

13

Кормушка для птиц

14

Оборудование для проведения опытнической деятельности (палочки
для рыхления почвы, лупы,колбы и т. д.)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Автор

Название

Издательство

год изд.

Микляева, Н.В.

Нравственно-патриотическое и
духовное воспитание дошкольников

– М.: ТЦ Сфера

2013. – 144 с

Иванова, Н.

Мой сказочный край

– М.: ТЦ Сфера

2015. №12. С. 91

Новицкая, М. Ю

Наследие: патриотическое воспитание
в детском саду

М.: Линка-Пресс

2003. – 200 с.

Кондрыкинская,
Л.А

Занятия по патриотическому
воспитанию в детском саду

М.: Линка-Пресс

М.: 2011


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.