Рабочая программа по реализации дополнительной образовательной программы Разноцветная планета

№
Раздел 1. Целевой
1.1

1.2
1.3

1.4

Раздел 2. Содержательный
2.1

2.2

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел программы
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации
рабочей программы
Принципы и подходы к
формированию программы
Значимые для разработки и
реализации программы
характеристики
Планируемые результаты к
концу года.
Форма подведения итогов
реализации программы
Целевые ориентиры к концу
года
Модель организации работы,
формы занятий, методы и
приёмы
Работа с родителями.
Содержание рабочей программы
Комплексно –тематический план

Раздел 3. Организационный
3.1Организационно- педагогические
Методическое обеспечение
условия
Техническое оснащение
3.2.Кадровые
Литература
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого
формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе,
культуре. Время в сегодняшнем мире постоянно наращивает свой темп. Мир вокруг
меняется с невероятной быстротой, но то, что связано в нем со стабильностью, с
привычным укладом жизни, называется традицией. Важно с дошкольного детства
формировать в детях духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя
культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону
взаимодействия и взаимопроникновения культур.
Князева О.Л., Маханева М.Д. "Приобщение детей к истокам русской народной
культуры"- учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, издательство "ДетствоПресс" 2010.

Е.В.Фешина "Лего-конструирование в детском саду "Методическое пособие-М.:ТЦ
Сфера,2018.
Матова В.Н. Методическое пособие «Краеведение в детском саду».- СПб. : ООО
«Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.-176с
Задачи: формировать у детей дошкольного возраста чувство любви и привязанности к
малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных
чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.
-развивать познавательную активность, любознательность, стремление к
самостоятельному познанию и размышлению, творчеству;
способствовать развитию коммуникативных
качеств,
инициативности,
наблюдательности,
-способствовать усвоению понятия тесной взаимосвязи человека с окружающей
средой.
-познакомить с глобусом, географической картой мира, животными, растениями и
людьми разных народностей, проживающих на Земле, с местами их обитания и
расселения.
Принципы и подходы к реализации программы:
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, музеем школы и т. п. ; в
естественном включении краеведческого материала в программу дошкольного
образования.
Принцип личностно-ориентированного общения.
Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с
детьми.
Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого
материала по тематическим блокам или направлениям.
Принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому
материалу наглядности: иллюстрации, слайды, фотографии родных пейзажей,
памятников, достопримечательностей и т. д. ;
Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного
материала последовательно (от простого к сложному) ;
Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным,
увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять
предлагаемые виды непосредственно Формы образовательной деятельности, стремиться к
достижению результата.

Значимые для разработки и реализации «Программы» характеристики Современные
исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и
педагогических условий в патриотическом воспитании дошкольников рассматривают
социально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к
родному дому, природе, культуре «малой Родины». В основе предлагаемой программы
- тематический подход. Практический и методический материал систематизируется по
разделам: «Родной край», «Родной село», «Жизнь и быт людей нашего поселка»,
«Традиции родного края» «Растительный и животный мир Владимирской области»», и
учитывает особенности региона: географические, погодно-климатические, экологические,
природные, культурно-национальные, что способствует системному усвоению детьми
знаний о родном крае.
Программа составлена с учётом требований, определённых нормативными документами.
Занятия проводятся с периодичностью один раз в месяц в форме познавательной
деятельности, согласно учебно-тематического плана и предполагают познавательный и
продуктивный блок. Часть познавательного материала по ознакомлению с родным краем
вынесена в совместную деятельность с детьми (сюжетно-ролевые, дидактические игры,
беседы, продуктивную деятельность).
Предлагаемый в перспективных планах порядок разделов и тем может варьироваться и
изменяться по усмотрению педагога.
Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного
возраста от 5 до 7 лет
У детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет достаточно развита речь, они свободно
высказывают свои суждения по содержанию деятельности. У детей появляется
способность активного мышления. В старшем дошкольном возрасте происходит активное
развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных
предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших
дошкольников зарождается и формируется новая форма речи — монолог.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается
произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются
элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории
мышления.
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе — животным,
растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый
интерес к тому, что его окружает, к его «малой родине». Формируются представления о
том, что у него, его семьи и месте проживания есть своя история; что образ жизни людей
меняется в зависимости от
природных условий. Дети знакомятся с
достопримечательностями своего посёлка, национальными традициями. Отношение к
миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным.
Пути
реализации национально-регионального компонента в учреждении:
Интегрирование
национально-регионального
компонента
в
образовательных
областях(речевое развитие, социально –коммуникативное развитие, познавательное
развитие, художественно –эстетическое развитие);

В рамках ФГОС ДО образовательного процесса в ДОУ строится по следующим
направлениям деятельности взрослых и детей:
- непосредственно образовательная деятельность;
- совместная деятельность.
- самостоятельная деятельность
-взаимодействие с родителями
Непосредственно образовательная деятельность регионального содержания реализуется
через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с
использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется
педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей и решения конкретных
образовательных задач в соответствии с перспективным планом.
Прогнозируемые результаты к концу обучения по программе.
У детей формируются представления о том, что в родном крае проживают люди
разных национальностей, с самобытными, равноправными культурами,
закладываются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и
уважение к своему региону, народу, его культуре. имеют базовые представления о
многообразии природного мира нашей планеты, о разных народах, которые на ней
проживают.
-умеют различать на карте воду, сушу, находить нашу страну и другие страны.

Социально-коммуникативное развитие воспитывать у детей дошкольного возраста
чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой
основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к
окружающему миру и сверстникам.
Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и
уважительное отношение к культуре и традициям КЧР, стремление сохранять
национальные ценности.

Познавательное развитие приобщать детей к истории КЧР. Формировать
представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой.
Речевое развитие
Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с
культурой КЧР
Художественно-эстетическое развитие

Приобщать детей младшего дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного
края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен,
хороводов, традиций КЧР. Формировать практические умения по приобщению детей
старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам
деятельности.
Физическое развитие
Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через
традиционные игры и забавы КЧР.
Формы подведения итогов ТАБЛИЦА

Формы организации работы:
- фронтальная;
- групповая;
- коллективная;
- индивидуальная.
Методы обучения: — элементарный анализ (установление причинно-следственных
связей);
— экспериментирование и опыты;
— придумывание сказок, рассказов;
— сюрпризные моменты;
— элементы творчества и новизны;
— игровые и воображаемые ситуации;
— решение логических задач;
— метод моделирования и конструирования.
— эмоциональная насыщенность окружения;
Работа с родителями:
изучение потребностей родителей (анкетирование, собеседование, встречи-знакомства,
день открытых дверей, интервью, «почтовый ящик», сочинение, беседа);
- педагогическое просвещение (система игр и заданий по данной теме, направленных
непатриотическое воспитание дошкольников, родительские собрания, круглые столы,
беседы, консультации, стенды, памятки, папки-передвижки, буклеты, переписка,
благодарственные письма, выставки, медиатека);
- включение родителей (привлечение к изготовлению игр, атрибутов для игр, оформление
фото-стендов, папок-передвижек).
Совместно с родителями был создан «Уголок Патриот». Это направление
предусматривает получение
детьми краеведческих сведений о родной станице, знакомство

дошкольников с гербом, флагом КЧР, России, дети получают сведения о цветах герба и
флага, о значении изображаемых на них символов. Знакомство с историей
возникновения станицы, с особенностями быта и семейного уклада предков. В музее
ДОУ, опираясь на наглядность, собранных экспонатов проводятся беседы с детьми о
работах
народных мастеров, дошкольники знакомятся с предметами быта их назначением,
названием, рассматривают русскую и национальную одежду, обувь. Дети посещают
достопримечательные места, знакомятся с памятниками культуры, архитектуры на
основе слайдов и фотографий. Большое значение имеет взаимодействие с социумом где
на основе экспонатов, выставок ведётся ознакомительная работа с родным
краем. Дети знакомятся с названием улиц, названных в честь знаменитых земляков.

Ф.И.ребен
ка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Высокий
Средний

Зна
ет
сво
ё
Ф.
И.О
.

Называет свой Знает
домашний адрес
названия детского
сада, имена и
о
представление
отчества некоторых
национальной
своей
сотрудников
принадлежности
Имеет представление
о России, столице,
призеденте
Знает символику
России, КЧР
Имеет первичные
представления о
первичные
Имеет
Родине
своей малой
представления о
Средний балл
России, и её
столицы, президенте
и флаге государства
Итоговый результат

№
п/п

Знает имена членов
семьи

Содержание рабочей программы: Содержание программы реализуется в процессе
разнообразных видов детской деятельности: игровой, социально – коммуникативной,
познавательно – исследовательской, продуктивной. Используются различные форм
организации: игры – путешествия, беседы, чтение, слушание, рассматривание,
наблюдения. Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с Учебным
план ДОУ.

Низкий
Уровневы
й
показатель

-

Учебно - тематический план 1 год обучения 2020-2021 г.г.
№ Раздел

Задачи патриотического
воспитания

1. «Моя семья»

Поддерживать интерес к
истории своей семьи,
закреплять знание
родственных связей;
воспитывать любовь к
близким, осознание
важности семьи для
человека

Формировать у детей
желание ходить в детский
сад с удовольствием;
«Я люблю свой закрепить знание адреса
2.
детский сад» детского сада; воспитывать
уважительное отношение к
людям, работающим в
детском саду

Содержание
Семья и родной дом.
Моя семья и моё
генеалогическое древо.
Генеалогическое древо
моей семьи.
Бабушка и дедушка в
семье.
Кто заботится о нас в
детском саду.
Игра-путешествие по
территории детского
сада.
Мой детский сад.
Будем дружно мы играть.
Родной край.

3.

«Моя родная
станица»

Формировать у детей
Экскурсия к памятнику.
интерес и любовь к
родному посёлку;
Экскурсия по
закреплять знания о родном ул.Октябрьской
посёлке,
Экскурсия по станице
достопримечательностях
(презентация)

4.

«Родная
природа»

Щедра и богата природа
Воспитывать у детей
интерес и любовь к родной России.

природе, желание беречь и Беседы о животных и
защищать её
растениях родного края.
Путешествие в будущее.
Родная природа.

Формировать
представления детей о
«Наша Родина
5.
стране; воспитывать
– Россия»
чувство признательности и
любви к своей стране

Государственные
символы России.
Широка страна моя
родная.
Москва – главный город
нашей Родины.
Россия – Родина моя.
Наша родная армия.

Формировать чувство
«Будем Родине уважения к защитникам
6.
служить»
Отечества, развивать
патриотические чувства

Самый ловкий.
Изготовление подарков
для пап и дедушек.
Будем в армии служить.
Русские матрёшки.
Выставка дымковских
игрушек.

«Культура и
7. традиции
России»

Формировать
представление детей об
Укрась национальный
особенностях жизни
костюм.
русского народа: традиции,
обычаи, обряды
Слушание народных
песен,
закличек, колядок.

8.

«Гордость
России»

Познакомить детей с
Волшебный мир поэзии.
детскими поэтами и
писателями; формировать у
Детские писатели детям.
детей запас литературы,
художественных
Писатели К-ЧР детям.
впечатлений

Выставка детских
рисунков.
9 мая – День Победы.

9.

«День
Победы»

Расширять и уточнять
представления детей о
празднике «День Победы»;
воспитывать уважение к
памяти павших воинам

Изготовление подарков
для ветерана.
Целевая прогулка к
памятникам местам.
Рассматривание
иллюстраций о родах
войск, о ВОВ.

Учебно – тематический план 2 год обучения 2021 – 2022г.г.
№

Раздел

Сентябрь
1.

«Моя семья»

Октябрь
2.

«Я люблю
свой детский
сад»

Задачи патриотического
воспитания
Поддерживать интерес к
истории своей семьи,
закреплять знание
родственных связей;
воспитывать любовь к
близким, осознание
важности семьи для
человека.

Формировать у детей
желание ходить в детский
сад с удовольствием;
закрепить знание адреса
детского сада;
воспитывать
уважительное отношение
к людям, работающим в
детском саду.

Содержание
1.Беседа «Дети и
родители».
2.Беседа «Моя семья».
3.Рисование «Дом для
моей семьи».
4.Беседа «Пожилые
люди».
1.Беседа «Детский сад –
моя вторая семья».
2.Беседа о профессиях,
работающих в детском
саду.
3.Экскурсия по
детскому саду.
4.Викторина «Мой
любимый детский сад».

1.Экскурсия на почту.
Ноябрь
3.

«Моя родная
станица»

Формировать у детей
интерес и любовь к
родному посёлку;
закреплять знания о
родном посёлке,
достопримечательностях.

2.Экскурсия в
библиотеку.
3.Виртуальная прогулка
«Моя станица– вчера и
сегодня».
Беседа «Что мы знаем о
Родине?»
1.Презентация «Реки
нашего края».

Декабрь
4.

«Родная
природа»

2.Презентация
Воспитывать у детей
интерес и любовь к
«Путешествие в горы».
родной природе, желание
3.Беседа «Флора и фауна
беречь и защищать её.
КЧР».
4.Беседа «Родная
природа».
1.Беседа «Наша Родина
– Россия».

Формировать у детей
представления о стране;
«Наша Родина воспитывать чувство
признательности и любви
Россия»
к своей стране.
Январь

5.

2.Беседа «Берёза –
символ России».
3.Рассматривание «Флаг
России».
4. Беседа «Мы
патриоты».

Формировать чувство
уважения к защитникам
«Будем Родине Отечества, развивать
служить»
патриотические чувства.
Февраль

6.

1.Беседа «Русские
богатыри».
2. Беседа «Добрые слова
воинам».
3.Рассматривание
«Защитники Родины».

4.Беседа «Будущие
защитники».

Март
7.

«Культура и
традиции
России»

Формировать
представление об
особенностях жизни
русского народа:
традиции, обычаи,
обряды.

1.Беседа «Культура и
традиции русского
народа».
2.Рассматиривание
«Народная игрушка.
3.Беседа «Традиции и
быт русского народа».
4.Беседа «В гостях у
Забавы и Любавы».
1.Беседа «А.С.Пушкин и
его творчество».

Апрель
8.

«Гордость
России»

Продолжать знакомить
детей с детскими поэтами
и писателями;
формировать у них запас
литературы
художественного
впечатления

2.Беседа «Н.Н.Носов и
его творчество».
3.Беседа «К.Чуковский,
его биография и
творчество».
4.Викторина
«Путешествие в мир
сказок».
1.Праздник Победы.

Май
9.

«День
Победы»

Расширять и уточнять
представление детей о
празднике «День
Победы»; воспитывать
уважение к памяти
павших воинам.

2.Высаживание цветов в
память о погибших
солдатах.
3.Целевая прогулка к
памятным местам.
4.Презентация «Они
защищали Родину».

Учебно – тематический план 3 год обучения 2022 – 2023г.г.

№ занятия

Содержание

Программное
содержание

Отправляем
ся в
путешестви
е.Вводное
занятие на
тему: «Кто
такие
путешестве
нни ки?».
Понятие
«Страна»

-Выяснить с детьми
кто такие
«путешественники» и
чем они занимаются
-Познакомить с
понятием «страна».

Материал

Сентябрь
1-2

3-4

Беседа.
«Почему мы
такие
разные???
(знакомимся
с понятием
народ.)

Электронная
презентация «Разные
страны», запись песни
«Весёлый ветер»,
цветные карандаши,
раскраски.

-

Знакомимся играем
Интерактивной
коллекцией
«Куклы народов КЧР»

-Презентация «Моя
Родина КЧР»
карта, глобус.
-рисование «Куклы
национальном
костюме»
-Выставка работ.

Беседа о родном крае,
президенте, символах.
Заповедных местах
республики.

Иллюстрации,
презентация.
Географические карты,
худ. слово, Д/и«Собери
символы»

в

Традиции и
обычай
народов КЧР
Октябрь

1- 2

Символика
республики.
Заповедные
места

3-4

Выбираем
страну.
трана №1
«Белорусия»
(методом:
Игра
волшебный
мешочек)

1.Выбираем страну
2.Выбираем вид
транспорта, на котором
удобнее будет
путешествовать

Символика страны,
географическая карта,
н.п/и «Посади
картошку»

Изучаем символику
выбранной страны,
3.Природную зону,
4.Характерные
особенности

Ноябрь
1-2

Выбираем
страну.
Страна №2
«Казахстан»
(методом:
игра
«волшебная
стрелка
компаса»)

1.Выбираем страну
2.Выбираем вид
транспорта, на котором
удобнее будет
путешествовать
Изучаем символику
выбранной страны, её
природную зону,
характерные
особенности

- карта, глобус.
-познавательные
карточки
«Народы всего мира»
Электронная
презентация,
иллюстрации,
географические карты,
худ. слово. «Казахстан
– мой любимый край»

3-4

знакомство 1.Знакомимся с народом, -познавательные
с
проживающим в этой
карточки
жителями
стране.
«Народы всего мира» страны
их
интерактивная
народными
коллекция куклы
костюмам
разных народов.
изучаем
обычаи и
традиции
выбранной
страны.

7-8

- Выбираем самую яркую
красивую традицию. –
Домашнее задание
изготовить книжку
малышку по выбранной
традиции.

Повторение беседа представление
и
книжки малышки.
закрепление
пройденног
о материала.
продуктивн
ая
деятельност
ь выставка
творческих
работ.

- эл. презентация.
- карточки

иллюстрации
(традиции
наров
всего мира.)
-продуктивная
деятельность по
выбору детей
(лепка. Аппликация,
рисование,
конструирование).
-Выставка работ.

Декабрь
1-2

Выбираем
страну.
Страна №3
«Китай»
(методом:
отгадывания
загадок)

1.Выбираем страну
2.Выбираем вид транспорта,
на котором удобнее будет
путешествовать
3.Изучаем символику
выбранной страны, её
природную зону,
характерные особенности

Иллюстрации,
географические
карты,
аппликация
«Украшение веера»

3-4

Знакомство
жителями
страны
народными
костюмами.

1.Знакомимся с народом,
проживающим в этой
стране.

Итерактивная
коллекция «Куклы
разных народов.
-карта, глобус.
-

с их

обычаи и
традиции
выбранной
страны.

- 2.Выбираем самую яркую красивую Электронная
традицию.
презентация,
иллюстраци
и
С/р игра
игра «Мы
похожи, но
все-таки мы
разные».

Январь
1-2

3-4

Выбираем
страну.
Страна №4
«Италия»
(выбираем
страну
считалкой)

Знакомство с
жителями
страны и их
народными
костюмами.

1.Выбираем страну
2. Выбираем вид транспорта, на
котором удобнее будет
путешествовать
3. Изучаем символику выбранной
страны, её природную зону,
характерные особенности

Географичес
кие карты,
иллюстраци
и, цветные
карандаш
рисование,
«Пальмы у
моря»

1.Знакомимся с народом,
проживающим в этой стране.

И
нтерактивна
я коллекция
куклы
разных
народов.
-карта,
глобус.
познаватель
ные
карточки
«Народы
мира»

Февраль
1-2

3-4

Выбираем
страну.
Страна №
«Франция»
(выбираем
страну
считалкой)

1.Выбираем страну
2. Выбираем вид
транспорта, на котором
удобнее будет
путешествовать
3. Изучаем символику
выбранной страны, её
природную зону,
характерные особенности
Знакомство с 1.Знакомимся с народом,
жителями
проживающим в этой
страны и их стране.
народными
костюмами.

Иллюстрации,
географические
карты,
конструированиее
«Эйфелева башня»

-Карта, глобус.
-познавательные
карточки «Народы
мира»

Март
1-2

3-4

Апрель

Выбираем
страну.
Страна №6
«Япония»
(выбираем
страну
считалкой)

1.Выбираем страну
2. Выбираем вид
транспорта, на котором
удобнее будет
путешествовать
3. Изучаем символику
выбранной страны, её
природную зону,
характерные особенности
Знакомство с 1.Знакомимся с народом,
жителями
проживающим в этой
страны и их стране.
народными
костюмами.

Электронная
презентация,
иллюстрации.

Карта, глобус.
познавательные
карточки «Народы
мира»
лепка «Фарфоровая
посуда

1-2

3-4

Выбираем
страну.
Страна №7
«Африка»
(выбираем
страну
считалкой)

1.Выбираем страну
2. Выбираем вид
транспорта, на котором
удобнее будет
путешествовать
3. Изучаем символику
выбранной страны, её
природную зону,
характерные особенности
Знакомство с 1.Знакомимся с народом,
жителями
проживающим в этой
страны и их стране.
народными 2.Знакомство с «Золотым
костюмами. кольцом России»

Электронная
презентация,
иллюстрации,
географические
карты,
Лепка «Животные
жарких стран»
Иллюстрации,
-карта, глобус.
познавательные
карточки «Народы
мира»

Май

1-2

Возвращаемся
домой, «Россия»,
символика нашей
страны.
Знакомство с
жителями страны и
их народными
костюмами

3-4

Итоговое
мероприятие.

1.Выбираем страну
2. Выбираем вид
транспорта, на котором
удобнее будет
путешествовать
3. Изучаем символику
выбранной страны,
природную зону,
характерные особенности
Наш дом – Россия!
«Где же мы живём? «
Подводим итоги
изученного. Игравикторина «Кто где
живёт»
Беседа «Делимся
впечатлениями»

Электронная
презентация «Наш
дом – Россия»
Рисование,
«Кукла в народном
костюме»

Презентация
«Символы России»
Художественное
слово «Родина моя»

Календарный и учебный график 5-6 л
Количество
занятий

В неделю

В месяц

В год

В 3 года

1

4

36

72

Количество
часов

25 мин.

1ч. 40 мин.

15 ч.

30 ч

Календарный и учебный график 6-7 лет

Количество
занятий
Количество
часов

В неделю

В месяц

В год

В 3 года

1

4

36

72

30 мин

2ч

18 ч

54 ч

3. Организационный раздел
3.1. Организационно-педагогические условия:
Кадровые: численность преподавателей -1. Басакова Светлана Николаевна. образование
среднее специальное. первая категория
Материально – технические:
Наименование оборудования
Ноутбук
Интерактивная доска
Телевизор
Компьютеры
Принтеры
Глобус, карты.
Макеты
дактический материал:
Элетронная презентация
Энциклопедии

Количество
1
1
1
1
1
2
2
1
1

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «Региональный компонент»
Автор

Название

Издательство

год
изд.

Болдырева
Н.Г

«Нравственно – патриотическое
воспитание детей дошкольного
возраста»

М.ТЦ Сфера

2019

Ельцова
О.М.

«Воспитание дошкольников в духе
русских традиций»»

М.ТЦ Сфера

2019

Детство Пресс

2014
г.

Матова В.Н.

«Краеведение в детском саду»

Кавалёва
Г.А.

«Воспитание маленького
гражданина»

М.- АРКТИ

2003

Круглов
Ю.Г.

«Русские народные загадки, пословицы,
поговорки»

М.Просвещеие20

2009

Цель программы: развитие духовно-нравственной культуры ребёнка, формирование
ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
расширение представления об образе жизни людей, населяющих республику КарачаевоЧеркесию; на основе познания способствование речевому, художественно-эстетическому,
нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей формирование у
дошкольников единой картины современного окружающего мира, расширение
познавательной сферы, пробуждение интереса к миру, формирование кругозора ребёнка.
Задачи: формировать у детей дошкольного возраста чувство любви и привязанности к
малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных
чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.
-развивать познавательную активность, любознательность, стремление к
самостоятельному познанию и размышлению, творчеству;
-способствовать развитию коммуникативных
качеств,
инициативности,
наблюдательности,
-способствовать усвоению понятия тесной взаимосвязи человека с окружающей
средой.
-познакомить с глобусом, географической картой мира,животными, растениями и
людьми разных народностей, проживающих на Земле, с местами их обитания и
расселения.
Учебно – тематический план 3 год обучения 2022 – 2023г.г.
№ занятия

Содержание

Программное
содержание

Отправляем
ся в
путешестви
е.Вводное
занятие на
тему: «Кто
такие
путешестве
нни ки?».
Понятие
«Страна»

-Выяснить с детьми
кто такие
«путешественники» и
чем они занимаются
-Познакомить с
понятием «страна».

Материал

Сентябрь
1-2

-

Электронная
презентация «Разные
страны», запись песни
«Весёлый ветер»,
цветные карандаши,
раскраски.

3-4

Беседа.
«Почему мы
такие
разные???
(знакомимся
с понятием
народ.)

Знакомимся играем
Интерактивной
коллекцией
«Куклы народов КЧР»

-Презентация «Моя
Родина КЧР»
карта, глобус.
-рисование «Куклы
национальном
костюме»
-Выставка работ.

Беседа о родном крае,
президенте, символах.
Заповедных местах
республики.

Иллюстрации,
презентация.
Географические карты,
худ. слово, Д/и«Собери
символы»

в

Традиции и
обычай
народов КЧР
Октябрь

2- 2

3-4

Символика
республики.
Заповедные
места

Выбираем
страну.
трана №1
«Белорусия»
(методом:
Игра
волшебный
мешочек)

1.Выбираем страну
2.Выбираем вид
транспорта, на котором
удобнее будет
путешествовать
Изучаем символику
выбранной страны,
3.Природную зону,
4.Характерные
особенности

Символика страны,
географическая карта,
н.п/и «Посади
картошку»

Ноябрь
1-2

Выбираем
страну.
Страна №2
«Казахстан»
(методом:
игра
«волшебная
стрелка
компаса»)

3-4

Декабрь

Изучаем символику
выбранной страны, её
природную зону,
характерные
особенности

- карта, глобус.
-познавательные
карточки
«Народы всего мира»
Электронная
презентация,
иллюстрации,
географические карты,
худ. слово. «Казахстан
– мой любимый край»

знакомство 1.Знакомимся с народом, -познавательные
с
проживающим в этой
карточки
жителями
стране.
«Народы всего мира» страны
их
интерактивная
народными
коллекция куклы
костюмам
разных народов.
изучаем
обычаи и
традиции
выбранной
страны.

7-8

1.Выбираем страну
2.Выбираем вид
транспорта, на котором
удобнее будет
путешествовать

- Выбираем самую яркую
красивую традицию. –
Домашнее задание
изготовить книжку
малышку по выбранной
традиции.

Повторение беседа представление
и
книжки малышки.
закрепление
пройденног
о материала.
продуктивн
ая
деятельност
ь выставка
творческих
работ.

- эл. презентация.
- карточки

иллюстрации
(традиции
наров
всего мира.)
-продуктивная
деятельность по
выбору детей
(лепка. Аппликация,
рисование,
конструирование).
-Выставка работ.

1-2

Выбираем
страну.
Страна №3
«Китай»
(методом:
отгадывания
загадок)

1.Выбираем страну
2.Выбираем вид транспорта,
на котором удобнее будет
путешествовать
3.Изучаем символику
выбранной страны, её
природную зону,
характерные особенности

Иллюстрации,
географические
карты,
аппликация
«Украшение веера»

3-4

Знакомство
жителями
страны
народными
костюмами.
с их

1.Знакомимся с народом,
проживающим в этой
стране.

Итерактивная
коллекция «Куклы
разных народов.
-карта, глобус.
-

обычаи и
традиции
выбранной
страны.

- 2.Выбираем самую яркую красивую Электронная
традицию.
презентация,
иллюстраци
и
С/р игра
игра «Мы
похожи, но
все-таки мы
разные».

Январь
1-2

3-4

Выбираем
страну.
Страна №4
«Италия»
(выбираем
страну
считалкой)

Знакомство с
жителями
страны и их

1.Выбираем страну
2. Выбираем вид транспорта, на
котором удобнее будет
путешествовать
3. Изучаем символику выбранной
страны, её природную зону,
характерные особенности

Географичес
кие карты,
иллюстраци
и, цветные
карандаш
рисование,
«Пальмы у
моря»

1.Знакомимся с народом,
проживающим в этой стране.

И
нтерактивна
я коллекция

народными
костюмами.

куклы
разных
народов.
-карта,
глобус.
познаватель
ные
карточки
«Народы
мира»

Февраль
1-2

3-4

Выбираем
страну.
Страна №
«Франция»
(выбираем
страну
считалкой)

1.Выбираем страну
2. Выбираем вид
транспорта, на котором
удобнее будет
путешествовать
3. Изучаем символику
выбранной страны, её
природную зону,
характерные особенности
Знакомство с 1.Знакомимся с народом,
жителями
проживающим в этой
страны и их стране.
народными
костюмами.

Иллюстрации,
географические
карты,
конструированиее
«Эйфелева башня»

-Карта, глобус.
-познавательные
карточки «Народы
мира»

Март
1-2

Выбираем
страну.
Страна №6
«Япония»
(выбираем
страну
считалкой)

1.Выбираем страну
2. Выбираем вид
транспорта, на котором
удобнее будет
путешествовать
3. Изучаем символику
выбранной страны, её
природную зону,
характерные особенности

Электронная
презентация,
иллюстрации.

3-4

Знакомство с 1.Знакомимся с народом,
жителями
проживающим в этой
страны и их стране.
народными
костюмами.

Карта, глобус.
познавательные
карточки «Народы
мира»
лепка «Фарфоровая
посуда

Апрель
1-2

3-4

Выбираем
страну.
Страна №7
«Африка»
(выбираем
страну
считалкой)

1.Выбираем страну
2. Выбираем вид
транспорта, на котором
удобнее будет
путешествовать
3. Изучаем символику
выбранной страны, её
природную зону,
характерные особенности
Знакомство с 1.Знакомимся с народом,
жителями
проживающим в этой
страны и их стране.
народными 2.Знакомство с «Золотым
костюмами. кольцом России»

Электронная
презентация,
иллюстрации,
географические
карты,
Лепка «Животные
жарких стран»
Иллюстрации,
-карта, глобус.
познавательные
карточки «Народы
мира»

Май

1-2

Возвращаемся
домой, «Россия»,
символика нашей
страны.
Знакомство с
жителями страны и
их народными
костюмами

1.Выбираем страну
2. Выбираем вид
транспорта, на котором
удобнее будет
путешествовать
3. Изучаем символику
выбранной страны,
природную зону,
характерные особенности
Наш дом – Россия!
«Где же мы живём? «

Электронная
презентация «Наш
дом – Россия»
Рисование,
«Кукла в народном
костюме»

3-4

Итоговое
мероприятие.

Подводим итоги
изученного. Игравикторина «Кто где
живёт»
Беседа «Делимся
впечатлениями»

Презентация
«Символы России»
Художественное
слово «Родина моя»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.