Рабочая программа по реализации дополнительной образовательной программы Воображайка

СОДЕРЖАНИЕ
№ раздела
Раздел 1. Целевой
1.1

1.2
1.3

1.4

Раздел 2. Содержательный
2.1

2.2

Раздел 3. Организационный
3.1 Организационнопедагогические условия
3.2 Кадровые
3.3 Материально – технические

Раздел программы

№
страницы

Пояснительная записка
Цели и задачи реализации
рабочей программы
Принципы и подходы к
формированию программы

3
3

Значимые для разработки и
реализации программы
характеристики
Прогнозируемые результаты
к концу года
Формы подведения итогов
реализации программы
Целевые ориентиры к концу
года

4

3

5
6
7

Модель организации работы, 7
форма занятий, методы и
приемы
Работа с родителями
8
Содержание рабочей
9
программы
Комплексно – тематический
план работы
Методическое обеспечение
Техническое оснащение
Литература

13
13
14

Пояснительная записка
Программа «Технология творчества-ТРИЗ для дошкольников» направлена на развитие
творческих способностей детей 5-7 лет, воспитание творческой личности. Обладающей
интеллектуальной и нравственной культурой.
В программе содержится материал, позволяющий:
-создать условия развития инициативы и творческих способностей ребенка на основе
сотрудничества с взрослыми и сверстниками через коммуникативную, игровую,
познавательно – исследовательскую и изобразительную деятельность.
Цель: развивать творческое, системно – диалектное мышление
Задачи:
-знакомить с окружающим миром методами и приемами ТРИЗ, формируя навык
познавательной, творческой и практической деятельности;
-развивать творческие способности через умения видеть и решать противоречия;
-воспитывать активную жизненную позицию, культуру межличностных отношений в
совместной деятельности.
Методологическую основу программы составили труды:
зарубежных педагогов и психологов, изучающих вопросы воображения и творчества: Г.
Армстронга, Д Гилфорда, А Маслоу;
отечественных: Л. С, Выготского, О. М. Дьяченко, В Н. Дружинина, Е. Е. Кравцовой, Р. С.
Немова;
педагогов в области изучения инновационной деятельности в ДОУ: К. Ю. Белой, Л. М.
Волобуевой, В. Т. Кудрявцева, А. А. Майера, Н. М. Микляевой;
ученых, исследователей в области Теории решения изобретательских задач: Г. С.
Альтшуллера, И. М. Верткина, М. С. Гафитулина;
педагогов – исследователей в области применения ТРИЗ: Г. В. Беловой, В. А. Бухвалова,
И. Я. Гуткович, Б. Л. Злотина, А. В. Корзун, В. Б. Крячко, С. В. Лелюх, А. А. Нестеренко,
Б. П. Никитина, А. А. Толмачева, М. Н. Шустермана.

Принципы и походы к реализации программы:
- Преемственность: каждый последующий материал базируется на знании предыдущего
с расширением и углублением осуществляется постепенное усложнение темы и переход
развития интеллектуальных способностей ребенка к технологии творческого процесса.
- Цикличность: каждая изучаемая тема максимально использует методы и приемы ТРИЗ
и РТВ (системный оператор (СО); конфликтная пара (КП); противоречие (ТП, ФП);
идеальный конечный результат (ИКР); ресурсы (ВПР); приемы устранения противоречий;
веполь; методы развития творческого воображения (РТВ); алгоритм решения
изобретательских задач (АРИЗ)), формируя навык разноуровневого понимания элементов
и их применения в познавательной, творческой и практической деятельности,
использования в жизненных ситуациях.
- Интеграция: ТРИЗ как универсальный инструментарий используется на всех
занятиях. Это позволяет формировать единую гармоничную, научно обоснованную
модель мира в сознании ребенка осуществить эвристическое обучение.
- Опережающего развития: обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка,
что позволяет осуществлять плавный переход от пассивно-полуактивного к активному, а
от него - к полуавтоматическому этапу, ведя ребенка вперед к творчеству;

- Ситуации успеха: нет неправильных решений - есть другое решение, идет взаимообмен
результатами, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон
воображения, стимулирует его развитие.

ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ «ПРОГРАММЫ»
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Творческий процесс опирается на механизмы, задействованные при формировании
образов воображения - психического познавательного процесса, преобразующего
отражение действительности, взаимосвязанного и взаимообусловленного с процессом
мышления в познавательных актах, характерного только для человека.
Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение
характерно только для человека, способно изменять мир, преобразовывать
действительность и творить что-то новое. Оно характеризуется как творческий акт
благодаря его связи с мышлением. Они взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга
в познавательных актах. Роль воображения в процессе творческого познания можно
определить как один из способов использования имеющихся у человека знаний для
получения новых знаний, как перенос знаний с одной области на другую, свойства
которой должны быть изучены для решения познавательных задач. Участвуя вместе с
мышлением в процессе творчества, воображение преобразует наглядное содержание
проблемы, содействуя этим ее разрешению. Как основа всякой творческой деятельности,
воображение одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая
возможным художественное, научное и техническое творчество. Кроме действий,
направленных на преобразование внешней среды, человек осуществляет действия,
направленные на самого себя, на самосознание и саморазвитие. Человек, субъект своих
действий, творец самого себя. Это есть подлинное творчество, начинающееся с рождения
и продолжающееся всю жизнь.
Значительная роль в разработке методов творчества принадлежит ученым нашей страны.
Среди них особое место занимает теория решения изобретательских задач (ТРИЗ),
возникшая в нашей стране в конце 40-х годов усилиями выдающегося российского
ученого, бакинского изобретателя, писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера
(Альтов) являющаяся доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.
ТРИЗ - одна из эффективных современных технологий творчества, в основе которой
лежат объективные Законы Развития Технических Систем (ЗРТС), выявленные в
результате анализа патентной информации. Теорию можно считать обобщением сильных
сторон творческого опыта изобретателей, сумевших эффективно разрешить противоречия,
возникающие в процессе решения задачи. ТРИЗ - законы познаваемы и применяемы для
создания нового. Она ориентирует человека на системное мышление, дает возможность
представить внутренние и внешние связи рассматриваемой проблемы, динамику
изменения этих взаимосвязей во времени. Такой стиль мышления позволяет находить
новые оригинальные решения в соответствии с законами развития, и делать их экономически эффективными. Базовыми курсами современной ТРИЗ являются:
курс «Развитие Творческого Воображения (РТВ)»
курс «Теория Решения Изобретательских Задач»
курс «Теория Развития Творческой Личности (ТРТЛ)»
Курс развития творческого воображения (РТВ) направлен на управление воображения с
целью создания новых образов. Он позволяет представлять нечто ранее неизвестное,
уменьшить психологическую инерцию при решении творческих задач [12] Эффективный
набор приемов: увеличение — уменьшение; дробление — объединение; оживление

окаменение; специализация - универсализация и другие, способствует развитию
фантазии и генерации новых идей. Окружающие нас технические достижения - это
материализованное воплощение идеи творческого воображения. Любому творцу
необходимо иметь богатое воображение, уметь фантазировать. Весь аппарат ТРИЗ
рассчитан на сильную, хорошо управляемую фантазию, позволяющую получить
неожиданное и простое решение задачи. Обладая творческим воображением, можно мысленно заглянуть в будущее, увидеть возможные последствия реализации идеи,
предварительно оценить решение и, если нужно, вовремя сделать его корректировку.
Курс ТРИЗ - классическая Теория решения изобретательских задач
направлен на формирование умения ставить и успешно решать творческие задачи при
помощи инструментов ТРИЗ, основными из которых являются алгоритм решения
изобретательских задач (АРИЗ) и система изо-бретательских стандартов. АРИЗ основан на
диалектическом подходе к процессу изобретательства, использовании не только
объективных закономерностей развития техники, но и информации из различных
областей знаний. Его главные (узловые) понятия - «противоречие», «идеальный конечный
результат» и «принцип разрешения противоречия». Он представляет собой программу
последовательных операций по выявлению, анализу, формулированию и разрешению
противоречий. Для устранения противоречий используется информационный фонд:
указатели применения физических, химических, геометрических и других эффектов, банк
типовых приемов устранения технических и физических противоречий.
-

Курс Теории развития творческой личности (ТРТЛ) - направлен на формирование в
человеке активной творческой позиции, предусматривающей постановку Достойной
Цели. Он включает качества творческой личности, основные концепции ее развития,
жизненную стратегию развития творческой личности (ЖСТЛ), деловую игру: «внешние
обстоятельства творческой личности», идеальную творческую стратегию (концепцию
«максимального движения вверх»), задачник по курсу ТРТЛ, сводную картотеку к ЖСТЛ.
Основные критерии Достойной Цели: новизна, общественная полезность, конкретность,
значительность, еретич- ность, практичность, независимость.
О целях технологии ТРИЗ Г.С. Альтшуллер писал: «Первая цель: развить (в наиболее
благоприятном для этого возрасте) вкус к творчеству. Открыть мир творчества, привить
начальные навыки поведения в этом необычном мире, заразить творческим азартом,
выработать элементы культуры творческого мышления».
Отличительная особенность данной программы:
Тематика игр, творческих заданий: тема изучаемого материала образовательной области
познавательное развитие.
Цель: поисковая, исследовательская деятельность, где новые знания добываются, и
изобретательская деятельность, где новые знания создаются.
Правила игр: методы и приемы ТРИЗ.
Программа интегрировано решает задачи образовательных областей ФГОС ДО:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Прогнозируемые результаты к концу года.
Дети должны иметь представление:
- о целях и задачах данного курса.
Дети должны знать:
- методы и приемы ТРИЗ и РТВ.
Дети должны уметь:
- применять изученные методы и приемы ТРИЗ и РТВ для получения и преобразования
знаний;
- решать изобретательские задачи.

Перечень самостоятельных работ по разделам курса:

1. Диагностические задания.
Автор: О. М. Дьяченко (1 набор).
Цель: определение уровня развития воображения и способности создавать
оригинальные образы.
2. Построить системный оператор.
3. Выделить конфликтную пару.
4. Найти противоречия.
5. Определить идеальный конечный результат.
6. Найти ресурсы.
7. Применить приемы устранения противоречий.
8. Выделить веполь сказки.
9. Использовать методы творческого воображения в работе по сочинению сказки.
10. Решать творческие задачи с использованием алгоритма решения изобретательских
задач.
11. Диагностические задания.
Автор: О. М. Дьяченко (2 набор)
Цель: определение уровня развития воображения и способности создавать
оригинальные образы.
Авторы: А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина.
Цель: диагностика уровня развития творческих способностей ребенка.

Формы
подведения
итогов
образовательной программы:

реализации

дополнительной

- конкурсы РА ТРИЗ и МА ТРИЗ;
- диагностика. Анализ осуществлялся методом тестирования каждого ребёнка.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ - Трехуровневая
Высокий уровень «2» - качество проявляется устойчиво,
Средний уровень «1» - качество проявляются не устойчиво,
Низкий уровень «0» - качества не проявляются.
Овладевший материалом
в полном объеме
2 балла

Критерии оценивания
Овладевший примерно
половиной объема
материала
1 балл

Овладевший менее чем
половиной объема
материала
0 баллов

Оцениваемый показатель

Сумма уровневых показателей овладения
необходимыми знаниями
Суммарный показатель освоения ребенком
20- 15
14- 8
7-0
раздела развитие творческих способностей
баллов
баллов
балла
(ТРИЗ)
Итоговый уровень
2-Высокий
1 -Средний
0 - Низкий
уровень
уровень
уровень
развития
развития
развития
Ф.И.ребенка
№
п/п
1
2
3

№ теста
1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

2.1.1 2.1.2 2.2.1 2.3.1 2.3.2 Сумма Уровень
баллов развития

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Высокий
Средний
Низкий
Уровневый
показатель

Целевые ориентиры к концу года:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, способен выбирать себе род занятий,
участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам
труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам
и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры
в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры,
различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и
социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения,
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; может контролировать свои
движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми
и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать,
экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном

мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает
элементарными представлениями из области живой природы, естествознания,
математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений,
опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Программу обеспечивает учебно-методический комплекс:
Модель организации работы: комплексно-тематическая
Форма занятий: аудиторное занятие через игры.
Методы и приемы:
− АМО (активные методы обучения);
− ИКТ (Интерактивные компьютерные технологии);
− объяснительно-иллюстративные;
− практические;
− гностические;
− методы исследования;
− методы стимулирования и мотивации.
Эмоциональные методы:
− поощрение;
− порицание;
− создание ярких наглядных образных представлений;
− создание ситуации успеха;
− свободный выбор заданий.
Познавательные методы:
− опора на жизненный опыт;
− создание проблемной ситуации;
− выполнение творческих заданий.
Социальные методы:
− создание ситуации взаимопомощи;
− поиск контактов и сотрудничества;
− заинтересованность в результатах;
− взаимопроверка.ё

Работа с родителями:
- изучение потребностей родителей (анкетирование, собеседование, встречи-знакомства,
день открытых дверей, интервью, «почтовый ящик», сочинение, беседа);
- педагогическое просвещение (система игр и заданий по лексическим темам,
направленных на развитие словесно-логического мышления и воображения, родительские
собрания, разыгрывание ситуаций, открытые занятия, круглые столы, беседы,
консультации, стенды, памятки, папки-передвижки, буклеты, рукописные журналы,
переписка, благодарственные письма, выставки, медиатека);
- включение родителей (совместные мероприятия, КВН, конкурсы, сочинение сказок,
загадок, привлечение к изготовлению игр, атрибутов для игр, оформление фото-стендов,
папок-передвижек, выпуск журналов).
Тематика игр, творческих заданий зависит от темы изучаемого материала
познавательного развития.
В процессе реализации программы, развития умений
использовать методы и приемы технологии ТРИЗ, меняются цели и задачи игр:
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- диагностические.

Формированию системно-диалектического способа мышления, умению определять
главную функцию системы способствуют игры, спрятанные на «Волшебной лесенке»,
путешествия по структуре, функции, времени, «Теремок», «Дразнилка».
Развитое диалектическое мышление предполагает видение противоречия, его
формулировку и решение, результатом которого являются изобретения. Этому дети
учатся в играх «Наоборот», «Хорошо-плохо», с которыми знакомит Гном из волшебной
страны ТРИЗ.
Знакомят детей с ресурсами как методом и приемом решения противоречий игры:
«Маша-растеряша»,
«Превращалка»,
«Задачедатель-Изобретатель»,
тренируя
аналитическое мышление.
Игры «Маленькие человечки», «Волшебная лесенка» позволяют моделировать
процессы, происходящие в окружающем мире, как структурные, так и функциональные,
идет понимание физического состояния вещества, фазовых переходов, взаимодействий.
Дети учатся сочинять сказки, метафору, рифмованные строчки, рассказы, загадку,
используя
приемы фантазирования, волшебных гномов, методы теории в играх:
«Волшебный треугольник», «Загадалка», «Страна Звука», «Страна Чувств», «Волшебная
лесенка», что способствует развитию творческого стиля мышления.
Работать в заданном алгоритме, находя решение творческой задачи, позволяют
игры: «Письмо SOS», «Задача», «Помоги сказке», «Да-нетка».
Развивать воображение, придумывать- «собирать» новые объекты, наделять их
функциями, создавать «портреты», давать названия – отрабатывая умение
фантастического преобразования объектов окружающего мира помогают игры:
«Робинзоны», «Волшебник» «Волшебный ящик».
Используя средства изобразительной деятельности, ребята
учатся создавать
работы на разных уровнях схемы талантливого мышления, фантазировать, представлять
образы, которых нет в реальной жизни, делать «записи» своих изобретений.
В программе представлена система работы поэтапного обучения технологией
творчества в течение первого года. Раскрыты ее базовые методы и приемы: алгоритм
решения изобретательских задач (АРИЗ), конфликтующая пара (КП), противоречие (ФП,
ТП), идеальное конечное решение (ИКР), системный оператор (СО), вепольный анализ
(ВА), функциональный анализ (ФА), вещественно-полевые ресурсы (ВПР), метод
маленьких человечков (ММЧ), методы и приемы развития творческого воображения
(наоборот, размер, время, стоимость, метод фокальных объектов (МФО),
морфологический ящик (МЯ), эмпатия).Практический матесистематизирован по
лексическим блокам и включает в себя: тему по ТРИЗ и РТВ, игры и творческие задания,
цель обучения технологии, лексическую тему, примерное содержание работы.
Формы организации работы:
- фронтальная;
- групповая;
- коллективная;
- индивидуальная.
Методы обучения:
Система творческих заданий, которые даются детям через игры и алгоритмы.
Необходимое условие - практическое воплощение творческой мысли в рисунках,
сочинениях, сказках, песнях, загадках поделках движениях.
Прогнозируемые результаты к концу обучения по программе.
Дети должны иметь представление:
- о целях и задачах данного курса.
Дети должны знать:
- методы и приемы ТРИЗ и РТВ.

Дети должны уметь:
- применять изученные методы и приемы ТРИЗ и РТВ для получения и преобразования
знаний;
- решать изобретательские задачи.
Примерное содержание программы дополнительного образования
«Воображай-ка»

№
Тема по ТРИЗ и РТВ

Название игры

п/п

Тема по
ознакомлению с
окружающим и
развитию речи

Введение
ТРТЛ.

«Волшебная лесенка»
Сентябрь

1. Системный оператор (СО)
Противоречие

«Теремок»
ВВЕДЕНИЕ.
«Хорошо-плохо»

Диагностика

2.

СО

«Волшебная лесенка» - игрушка

Противоречие

«Цепочка мыслей» - игра
Сентябрь

Алгоритм

Загадка – ребенок

РТВ

Страна звука
«Волшебная лесенка» - детский сад

Противоречие
«Продолжи уменьшение»
Системный оператор (СО)
«Продолжи увеличение»
3. Функция

Сентябрь
МЯ: воспитатель

Методы РТВ
Дразнилка – ребенок
«Цепочка мыслей» - детский сад

Ассоциации

4.

РТВ

«Маша-растеряша» - зонт (сапоги).

Ресурсы

«Волшебная лесенка»- осень.

СО

Загадка - дождь.

Алгоритм

Ресурсы – зонт

Противоречие

«Хорошо-плохо»

Функция

Дразнилка – определи по функции предмет

Октябрь

Теремок – грибы, ягоды
Эмпатия
Противоречие
СО
5.

Загадка
Метод наоборот

«Превращалка» - овощ
«Хорошо-плохо» (помидор, лук)
«Волшебная лесенка» (огурец, картофель,
все овощи)

Октябрь

Загадка (морковь, горох).
«Теремок».
Сказка «Репка» наоборот

Эмпатия

Превращалка - фрукт

СО

«Волшебная лесенка» - яблоко (сад).

Противоречие

«Теремок» - фрукты

6. Фукция
Методы РТВ

«Хорошо-плохо»- (вишня, персик)
Загадка – фрукт
Волшебство яблока
Страна звука

Октябрь

СО

«Волшебная лесенка»- медведь, заяц, белка
(лесные звери).
«Да – Нет-ка». «Дразнилка»- еж, лось, волк.
«Теремок».

Противоречия
7. Методы РТВ

ММЧ
АРИЗ

«Хорошо-плохо»- подготовка к зиме.
«О чем я думаю».
«Фантастическое животное». Составление
фантастических гипотез. Метафора. Страна
Звука

Ноябрь

«Маленькие человечки».
Задача. «Помоги сказке» - «Теремок»

СО
«Волшебная лесенка»- кошка, корова, овца
(домашние животные).
«Да – Нет-ка». Загадка. «Дразнилка»крольчонок, жеребенок, ягненок.
«Теремок».

«Хорошо-плохо»- собака, лошадь.
8. Противоречия
РТВ

Ноябрь
«О чем я думаю».
«Фантастическое животное». Составление
фантастических гипотез. Метафора. Страна
Звука.

«Маленькие человечки» - коза.
ММЧ
АРИЗ

Задача. «Помоги сказке» - «Волк и семеро
козлят»

СО

«Волшебная лесенка»- слон, кенгуру, лев
(животные жарких стран)
«Да – Нет-ка». Загадка (крокодил, жираф).
«Дразнилка»- верблюд, черепаха.
«Теремок».

Противоречия
9. РТВ

«Хорошо-плохо»- жираф, обезьяна.
«О чем я думаю».
Ноябрь
«Фантастическое животное». Составление
фантастических гипотез. Метафора. Страна
Звука.
«Помоги сказке» - «Как Слоненок стал
пожарником».

ММЧ
АРИЗ
СО

«Маленькие человечки» - тигр, верблюд.
Задача.
«Волшебная лесенка»- северный олень,
белый медведь (животные Севера)
«Да – Нет-ка» - полярный волк. Загадка леминг (северный олень).
«Дразнилка»- росомаха. «Теремок».

10. Противоречия
РТВ

«Хорошо-плохо»- тюлень, песец.
«О чем я думаю».
«Фантастическое животное». Составление
фантастических гипотез. Метафора – белый
медведь. Страна Звука.

«Маленькие человечки» - морж.
Задача.

Ноябрь

ММЧ
АРИЗ

СО

11. Противоречия
ММЧ
РТВ
АРИЗ

«Волшебная лесенка»- зима, бусы для зимы.
«Дразнилка» - снежинки. Загадка – мороз.
Рифмы - чистоговорки.

«Хорошо-плохо» - зима.

Декабрь

«Маленькие человечки» - зимние явления.
«Наоборот». Метафора. Страна звука.
Сказка про Снежного колобка. Помоги
сказке – Снегурочка.

СО
«Волшебная лесенка»- ворона (зимующие
птицы). «Дразнилка»- сорока, воробей.
«Теремок». Чистоговорки. Загадка - сова,
снегирь.

12.

Противоречие

«Хорошо-плохо» - дятел (зимующие птицы)

РТВ

Метафора – синичка. Фантастическая птица.
Волшебник - клест. Страна звука. БИНОМ.

Декабрь

«Маленькие человечки» - галка
ММЧ
СО

«Волшебная лесенка» - лыжи (праздник
Новый год). Загадки. «Картинка без
запинки» - Зимние забавы. «Рифмы».
«Дразнилка»- снежки, Дед Мороз.
Декабрь

13.
«Хорошо-плохо: - коньки, санки.
Противоречия
Метафора – новогодний праздник. МФО –

РТВ

санки для Снегурочки.
Задача из детского опыта

АРИЗ
СО
«Волшебная лесенка» - шуба, валенки.
«Рифмы». «Дразнилка» - ботинки, дубленка.

Противоречия
14. РТВ

«Хорошо-плохо» - пуховик, унтайки.
Метафора – варежки, шарф. МФО – новые
сапоги. Эмпатия –

Январь

«О чем я думаю?»
«Маша-растеряша».
ВПР
Задача из детского опыта
АРИЗ
СО
Противоречия
15.

РТВ
АРИЗ
СО

16. Противоречия

«Волшебная лесенка» - улица.
«Хорошо-плохо».
«Назови улицу!». «Улица – наоборот».
«Улица звука ».
Задача в сказке.
«Волшебная лесенка». Загадка.
«Хорошо-плохо».

ММЧ

«Маленькие человечки».

СО

«Волшебная лесенка» (самолет, автомобиль,
грузовая машина, хлебовоз, трактор, поезд,
теплоход). «Да-нет-ка». Загадка. «Теремок».
«Хорошо-плохо».

17.
Противоречия

Январь

«Волшебник» - ресурсы. МЯ – новый
транспорт. Страна звука.

РТВ
«Маленькие человечки» (вертолет, Жигули,

Январь

Февраль

ММЧ

бензовоз, бульдозер, троллейбус, катер).
Загадалка сказки «Сивка-бурка».

Веполь

Совет ученых.

АРИЗ
СО
18. Противоречия

«Волшебная лесенка». «Теремок».
«Хорошо-плохо» - одежда солдат.

АРИЗ

Задача

СО

«Волшебная лесенка» - семья, мамин
праздник. «Дразнилка». «Теремок».

Февраль

«Хорошо-плохо».
19.

Март
Противоречия

Лимерики. «Волшебник» - Эмпатия.
Метафора – папа, мама.

РТВ

СО

«Волшебная лесенка» - профессии детского
сада (школы), повар. Составление рассказов
по картине. «Теремок».
«Хорошо-плохо».

20.
Противоречия

Март

«Фантастические гипотезы».

РТВ
СО
Противоречия
РТВ
21.

ММЧ
ВПР

«Волшебная лесенка». «Дразнилка».
«Хорошо-плохо».
Продолжить рассказ по биному «шкаф+пес».
Март
«Волшебник».
«Маленькие человечки».
«Маша-растеряша»

СО

«Волшебная лесенка» - молоко, мука.
«Волшебная лесенка» - посуда. «Теремок» продукты, посуда. Загадка – кастрюля,
сковородка.
Март

22.

23.

Противоречия

«Хорошо-плохо» - предметы посуды.
Помоги сказке «Федорино горе».

ВПР

Ресурсы посуды

АРИЗ

Задача

СО

«Волшебная лесенка» - весна. Загадка.

Противоречия

«Хорошо-плохо»

.

Апрель
АРИЗ

Задача – совет ученых. Составление сказки.

ММЧ

«Маленькие человечки»

СО

«Волшебная лесенка» - школа. «Теремок» школьные принадлежности.

24. Противоречия
РТВ

«Хорошо – плохо» - портфель
МФО - ручка

СО

«Волшебная лесенка» - насекомые.
«Теремок».

Противоречия

«Хорошо-плохо»

25. РТВ

Апрель

«Наоборот». «Волшебник».
«Фантастическое насекомое».

Апрель

ММЧ
«Маленькие человечки».
ТРИЗ
Задачи. «Помоги сказке»
Методы и приемы ТРИЗ и
РТВ
26.
Диагностика.

Решение задач на конкурсы РА ТРИЗ и МА
Апрель
ТРИЗ.
Май1

Календарный график (6-7 лет)
Количество
занятий
Количество
часов

В неделю

В месяц

В год

1
30 мин.

4
2 ч.

36
18ч.

3. Организационный раздел
3.1. Организационно-педагогические условия:
Кадровые: численность преподавателей -3.
Босенко Л. М. Образование высшее. Высшая квалификационная категория.
Козлова Л. С. Образование среднее специальное. Первая квалификационная категория.
Акова С. И. Образование среднее специальное. Высшая квалификационная категория.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Методические разработки:
- Дидактический материал по темам, презентации.
- Методические разработки по ТРИЗ.
- Литература по ТРИЗ.
- Рабочие тетради по ТРИЗ: «Учимся творчеству», СПб, «Икар», 2003; «Мой друг –
головастик», СПб, 2003,-64 с.
2.Дидактический материал:
- Картотека изобретательских задач.
- Видеофильмы открытых занятий.
- CD – диски: «Энциклопедия ТРИЗ»;
«Мультфильмы для ТРИЗ», «Песни по ТРИЗ в исполнении Тухтарова».
- Дидактические игры: «Фантастическое животное» - 1 шт;
«Фантастическая птица» - 1 шт;
«Маленькие человечки» - 1 шт.;
- Куклы: Гномы – 2 шт.; Буратино – 1 шт.; Карлсон – 1 шт.; Ворона – 1 шт.;.
Девочка – 1 шт.; Мальчик – 1 шт.
3. Контроль результативности:
- Вводный контроль: диагностика О.М. Дьяченко «На что похожа?» (1- ый набор)
- Текущий контроль: проверка самостоятельных работ.
- Итоговый контроль: диагностики Е.Л. Пчелкиной, О.М. Дьяченко «На что
похожа?» (2-ой набор)
4. Техническое оснащение:
- Оборудование: столы, стулья, доска, ноутбук, система мультимедиа, экран.
- Расходный материал (бумага писчая, мел)
- Канцелярские принадлежности (карандаши, маркеры, фломастеры).
Материально – технические:
№
п/п

Наименование оборудования
1
4

Ноутбук
Интерактивная доска

Количество
1
1

5
7
8

Телевизор
Компьютеры
Принтеры

1
1
1

Автор

Название

Издательство

Попко Е.А.

1001 идея интересного занятия с детьми
выпуск 1
1001 идея интересного занятия с детьми
выпуск 2
«Программа формирования творческих
способностей дошкольников»
Развитие творческого воображения.
Методическое пособие для учителей и
воспитателей с использованием рабочей
тетради «Мой друг—головастик».
«Методика диагностики творческих
способностей дошкольников и младших
школьников»
Страна загадок.

Москва Образ центр
Москва Образ центр
Обнинск. ООО
«Росток»
ИПК «Нева» С.П

. Новые приключения Колобка или Наука думать для больших и маленьких
«Золотой ключик» творческого мышления.»
«Картинка без запинки»

Попко Е.А.
Т.А. Сидорчук
Пчёлкина Е.Л.,
Крячко В.Б
Кислов А.В.
Пчелкина Е,Л.
Нестеренко
А.А
З.Г. Шустерман
С.В. Лелюх
И.Н.
Мурашковска
Е.Л. Пчелкина
Е.Л. Пчелкина
З.Г. Шустерман
З.Г. Шустерман
С.В. Лелюх,
Т.А. Сидорчук
А.В.
Лимаренко
О.М. Дьяченко

год
изд.
2014
2014
1998
г.
2003

ИПК «Нева» С.П

2009

Ростов на Дону

2003
1993

Новые приключения Колобка или Наука думать для больших и маленьких
«Поваренная книга» для воспитателя
«Творческие задания «Золотого ключика»

М: ПедагогикаПресс
г. Челябинск
Санкт –
Петербург, ТОО
«ТРИЗ- ШАНС»
«Нива» СанктПетербург
ИПК «Нива»
Санкт-Петербург
М: ПедагогикаПресс
Норильск
Самара

«Талантоведение» 1-36 урок.

Владивосток

1997

«Чего на свете не бывает»

Москва
«Просвещение»
М: ПедагогикаПресс
Москва
«Просвещение»
Москва ВИТА –
пресс
Москва ВИТА –
пресс

1991

«Детский алгоритм решения изобретательских
задач»
«Задачи для изучающих ТРИЗ»

.З.Г.
Шустерман.
З.Г. Шустерман

Новые похождения Колобка или Наука думать
для больших и маленьких
«Думаем, изобретаем, открываем Мир»

Анатолий Гин

«Сказки-изобреталки от кота Потряскина»

Анатолий Гин

«150 творческих задач о том, что нас
окружает»

2000
1995

2009
2009
2005
1994
2001

2002
1997
2010
2010


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.