1 Содержание программы развития 1. Пояснительная записка 3-4 стр. 2. Паспорт программы развития 5-9 стр. 3. Информационная справка об организации 10-13 стр. 4. Анализ выполнения Программы развития за 2020 -2024 годы 14-16 стр. 5. Прогностический анализ изменений внешней среды МБДОУ «Детский сад «Березка» ст. Кардоникской»16 -17 стр. 6. Основания для разработки программы развития17-18 стр. 7.Основные направления развития организации 18-20 стр. 8.Мероприятия по реализации программы развития 20- 26 стр. 9.Механизмы реализации программы развития 26 стр. 10.Ожидаемые результаты реализации программы развития 26-27 стр. 11.Критерии и показатели оценки реализации программы развития 27-28 стр. 2 1. Пояснительная записка Программа развития МБДОУ «Детский сад «Березка» ст. Кардоникской»(далее – ДОУ)– локальный акт дошкольного образовательного учреждения, который определяет стратегию развития ДОУ, цели и задачи, механизмы реализации, основные направления деятельности. Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного учреждения на основе анализа работы за предыдущий период; построения целостной концептуальной модели будущего дошкольного учреждения, ориентированного на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства. В Программе развития отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и воспитания, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов. Выполнение программы развития происходит в рамках направлений, представляющих комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, нацеленных на обеспечение доступности качественного образования в соответствии с показателями эффективности работы образовательного учреждения. Результатом работы ДОУ по направлениям является повышение эффективности работы образовательной организации, высокий уровень удовлетворенности общества качеством дошкольного образования. Реализация Программы позволит обеспечить поступательное интенсивное развитие дошкольного образовательного учреждения по всем направлениям за счет новых перспективных разработок, динамики инновационного развития, актуализации внутреннего потенциала ДОУ. Настоящая Программа разработана на основании приоритетов образовательной политики, закрепленных в документах федерального, регионального и муниципального уровней. Программа представляет собой основной стратегический управленческий документ, регламентирующий и направляющий ход развития ДОУ. Внедрение Программы развития способствует взаимодействию детей дошкольного возраста с окружающим миром и его познания через использование развивающих образовательных технологий и методик, удовлетворению социального заказа родителей, школы, учитывая требования ФГОС ДО и ФОП ДО. Программа создана с учетом запросов родителей и социума на дошкольное образование обучающихся в МБДОУ . Недостаточная информированность родителей о современных целях и вопросах дошкольного образования определяют использование новых форм взаимодействия ДОУ и семьи, в реализации программы. Программа развития направлена на сохранение позитивных достижений детского сада, внедрение современных педагогических технологий, на успешную адаптацию ребенка в подвижном социуме, на личностно-ориентированную модель организации педагогического процесса, на развитие у ребенка социальных компетенций в условиях интеграции усилий ребенка и педагога, ребенка и родителей, педагога и родителей. Используемые термины и сокращения МБДОУ, ДОУ, детский сад - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Березка» ст. Кардоникской» Программа - Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Березка» ст. Кардоникской» на 2025-2030 годы. ИКТ - информационные компьютерные технологии. РППС ДОУ - развивающая предметно–пространственная среда дошкольной образовательной организации. 3 НОКУ - Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности. ДО - дошкольное образование. СанПиН - Санитарные правила и нормы ФОП – Федеральная образовательная программа ФГОС ДО- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Преемственность Программы развития В ходе выполнения Программы развития МБДОУ «Детский сад «Березка» ст. Кардоникской» на 2020– 2024 годы были проведены мероприятия по развитию информационной, научно-методической, психолого- педагогической, социальной поддержки участников образовательного процесса, созданию условий для обновления содержания образовательных программ, по развитию материально-технической базы ДОУ, содействию безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ, созданию условий для роста профессионального мастерства педагогических работников через различные формы повышения квалификации, систему материального стимулирования, созданию условий для роста эффективности качества дошкольного образования. Однако, существующее противоречие между требованиями государства, введением Федеральной образовательной программы дошкольного образования и уже созданными в дошкольном учреждении условиями профессионального, финансового, содержательного характера, послужило поводом к созданию новой программы развития. Программа развития на 2024-2030 годы является продолжением Программы Развития МБДОУ 2020-2024 годы. Реализация мероприятий программы позволит достичь следующих основных результатов: повысится доступность дошкольного образования; повысится удовлетворенность населения качеством образовательных услуг; повысится привлекательность педагогической профессии и уровень квалификации педагогических кадров; будут созданы условия, соответствующие требованиям ФГОС ДО И ФОП ДО. Авторы Программы оставляют за собой право вносить изменения и дополнения в содержание документа с учетом возможных законодательных изменений, финансовых корректировок на основе ежегодного анализа хода реализации мероприятий по развитию учреждения. 4 2.Паспорт программы развития Полное наименование организации Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Березка» ст. Кардоникской» Документы, послужившие основанием для разработки программы развития -Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. -Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"». - Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р. -Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (п. 4.4 паспорта национального проекта «Образование», утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). -Распоряжение Минпросвещения России от 21.06.2021 № Р-126 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности"». -Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Минпросвещения от 31.07.2020 № 373. - Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в РФ Десятилетия детства» 2018-2027 г.г.; - Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года»; - Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; - Указ Президента РФ от 17.05.2023 № 358 «О Стратегии комплексной безопасности детей в РФ на период до 2030 года»; - Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. 08.12.2023) «Государственная программа РФ «Развитие образования» (до 2030 года); - Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618 «Концепция государственной семейной политики на период до 2025 года»; - Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р 5 «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года»; -- Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года»; - Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; - Концепция развития наставничества в РФ, одобренная на президиуме РАО 29.06.2023г.; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» (с изм. Министерства просвещения РФ от 08.11.2022 № 955); - Приказ Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»; - Концепция развития дошкольного образования до 2030 года (проект представлен в ГД РФ 26.05.2023); - Устав ДОУ. Сведения о разработчиках Ответственные: Богатырева З.А- заведующая МБДОУ Фокина Л.А. -старший воспитатель Рабочая группа в составе, утвержденном приказом МБДОУ от 09.01.2024 №4 Цели программы развития 1. Повышение качества образовательных услуг в организации, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. 2. Модернизация материально-технической базы организации, цифровизация образовательной деятельности. 3. Обеспечение разнообразия и доступности дополнительного образования с учетом потребностей и возможностей детей. 4. Повышение безопасности, в том числе усиление антитеррористической защищенности объектов организации 5.Оптимизация системы управленческих, методических и педагогических действий, направленных на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, а также исторических и национально-культурных традиций. 6. Комплексные задачи программы развития 1. Обеспечение преемственности образовательных программ дошкольного образования и начального образования. 2. Внедрение дистанционных образовательных технологий и элементов электронного обучения для детей от 5 лет. 3. Цифровизация системы управления образовательной организацией, в том числе документооборота. 4. Создание открытой и доступной системы дополнительного образования для развития детских способностей. 6 5. Модернизация развивающей предметно-пространственной среды и материально-технической базы организации. 7. Повышения безопасности в организации в отношении детей и работников, посетителей. 8. Создание условий для полноценного сотрудничества с социальными партнерами для разностороннего развития детей. 9. Создание системы гражданско -патриотического воспитания и образования дошкольников, направленной на становление у детей научно-познавательного, эмоционально нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающему миру, миру людей Основные направления развития организации 1. Модернизация развивающей предметно-пространственной среды и развитие качественной и доступной образовательной и творческой среды. 2. Повышение эффективности системы дополнительного образования, расширение спектра дополнительных образовательных услуг для детей и их родителей. 3. Усиление информационной открытости и ведение официальной страницы в социальной сетях. 4. Цифровизация рабочих и образовательных процессов в организации. 5. Совершенствование системы охраны труда. 6. Усиление антитеррористической защищенности организации. 7. Создание условий получения дошкольного образования детьми с различными особенностями и потребностями. 8.Формирование функциональной грамотности у дошкольников через внедрение новых технологий и непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность посредством создания совместных образовательных проектов на основе потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. 9. Создание целостного интегративного педагогического пространства для формирования духовно-нравственных ценностей ребенка-дошкольника. Период реализации программы развития С 2024 года по 2030 год Сроки и этапы реализации программы развития Этапы реализации программы 1-ый этап – подготовительный (2024-2025 уч.г) - разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; - оптимизация условий (кадровых, материально-технических и т. д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; - начало реализации мероприятий 2-ой этап – практический (2025-2030 уч.гг.) -постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой развития; - коррекция мероприятий. 3-ий этап – итоговый (2029-2030 уч.г.) 7 - реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов. Порядок финансирования программы развития Средства субсидии на муниципальное задание. Целевые индикаторы и показатели успешности реализации программы Функционирование образовательного Учреждения как открытой, динамичной, развивающейся системы, обеспечивающей высокое качество развития, образования, воспитания дошкольников. Соответствие образовательного процесса и образовательных услуг требованиям ФОП ДО, ФГОС ДО. Удовлетворенность 90 % участников образовательных отношений качеством предоставляемых образовательных услуг. Положительная динамика результативности участия педагогов в конкурсах, конференциях и др. мероприятиях инновационной направленности. Уровень профессиональной компетентности (100 %) в вопросах формирования предпосылок функциональной грамотности у воспитанников Уровень профессиональной компетентности педагогов (100 %) в вопросах формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников. Благоприятные показатели физического, психического здоровья воспитанников. Рост числа работников, использующих дистанционные технологии, ИКТ, инновационные педагогические технологии. Обновление материально-технической базы на 40 %. Снижение несчастных случаев с работниками и детьми, происшествий на территории организации. «Закрытие» кадровых дефицитов за счет трудоустройства студентов. Ожидаемые результаты реализации программы Высокая конкурентоспособность детского сада на рынке образовательных услуг. Соответствие образовательного процесса образовательных услуг требованиям ФОП ДО, ФГОС ДО. Разработана системы воспитания у дошкольников базовых нравственных и культурных ценностей во всех видах деятельности; В организации реализуются новые программы дополнительного образования для детей и их родителей. Высокий процент выпускников организации, успешно прошедших адаптацию в первом классе школы. Внедрены и эффективно используются цифровые технологии в работе организации, в том числе документообороте, обучении и воспитании. Создана современная комфортная развивающая предметнопространственная среда и обучающее пространство в Средства от приносящей доход деятельности 8 соответствии с требованиями законодательства. Повысилась профессиональная компетентность педагогов, в том числе в области овладения инновационными образовательными и метапредметными технологиями за счет прохождения повышения квалификации и переподготовки работников, участия в региональных и федеральных профессиональных мероприятиях. Организация получает меньше замечаний от органов надзора и контроля в сфере охраны труда и безопасности. Организация получает меньше замечаний от органов надзора и контроля в сфере образования и успешно проходит МКДО Контроль реализации программы развития Организация осуществляет мониторинг эффективности реализации программы развития. Отчетная дата – май каждого года. По итогам ежегодного мониторинга ответственный работник составляет аналитический отчет о результатах реализации программы развития. Ответственный назначается приказом заведующего МБДОУ Корректировку программы развития осуществляет заведующий МБДОУ 9 3. Информационная справка об организации Сведения об организации. Наименование образовательной организации Руководитель Адрес организации Телефон, факс Адрес электронной почты Официальный сайт Учредитель Дата создания Лицензия Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Березка» ст. Кардоникской» (МБДОУ «Детский сад «Березка» ст. Кардоникской») Зинаида Андреевна Богатырева 357154 КЧР, Зеленчукский район, станица Кардоникская, улица Октябрьская 33 8 -878-78- 35-3-82; 8 -878-78- 35-3-82 trotskaya_olya@mail.ru https://bereska-kardonik.tvoysadik.ru Администрация Зеленчукского муниципального района. 1987 год от 02.02.2016 № 261 серии 09Л01 № 0000127 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Березка» ст. Кардоникской» расположено в центре станицы. Здание детского сада построено по типовому проекту. Проектная наполняемость - 230 мест. Общая площадь здания 2136,9 кв. м, из них площадь помещений, используемых непосредственно для нужд образовательного процесса, 2137 кв. м. Газоны занимают 75-80% территории, остальная площадь приходится на асфальтовые и грунтовые площадки, дорожки. На территории имеются игровые площадки в количестве 12 шт. Цель деятельности ДОУ– осуществление образовательной деятельности по реализации образовательных программ дошкольного образования Предметом деятельности дошкольного учреждения является формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Режим работы ДОУ:Рабочая неделя – пятидневная, с понедельника по пятницу. Длительность пребывания детей в группах – 12 часов. Режим работы групп – с 7:00 до 19:00. Сведения о воспитанниках. В настоящее время в организации функционирует 12 групп воспитанников, из них: Группа 1 младшая (2-3 лет) 2 младшая (3-4 лет) средняя (4-5 лет) старшая (5-6 лет) подготовительная (6-7 лет) Итого Количество групп 2 3 2 3 2 12 Количество детей 29 47 45 69 52 242 10 Характеристика семей по составу Состав семьи Количество семей Полная Неполная с матерью Неполная с отцом Оформлено опекунство 203 37 2 - Процент от общего количества семей воспитанников 84% 15% 1% Характеристика семей по количеству детей Количество детей в семье Количество семей Один ребенок Два ребенка Три ребенка и более 28 101 113 Процент от общего количества семей воспитанников 12% 42% 46% Взаимодействие ДОУ и социума В реализации образовательной программы с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, участвуют научные, медицинские, культурные, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления видов учебной деятельности, предусмотренные образовательной программой Использование сетевой формы реализации образовательной программы осуществляется на основании договора между организациями Нап рав лен ие Наименование общественных организаций, учреждений Образование РИПКРО МБОУ СОШ № 1 Ст.Кардоникской Дошкольные Формы сотрудничества Периодичность Курсы повышения квалификации, участие в смотрах, семинарах, конференциях, обмен опытом, посещение выставок Педсоветы, посещение уроков и занятий, семинары, практикумы, консультации для воспитателей и родителей, беседы, методические встречи, экскурсии для воспитанников, дни открытых дверей, совместные выставки, развлечения. Проведение методических объединений, По плану ДОУ, РИПКРО По плану преемственнос ти ДОУ и школы По плану УО, 11 учреждения района Медицина Детская поликлиника Детская школа искусств консультации, методические встречи, обмен опытом -проведение медицинского обследования; по мере необхти 1 раз в год -связь медицинских работников по вопросам заболеваемости и профилактики (консультирование) Экскурсии, посещение выставок, занятия по знакомству с музыкой разных направлений, инструментами, посещение концертов. По мере необходимости По плану Школы искусств Школьный музей Культура Детская библиотека Выступление учеников музыкальной школы Экскурсии, игры – занятия, встречи совместная организация выставок, конкурсов; Коллективные посещения, литературные вечера, встречи с библиотекарем, познавательные викторины на базе библиотеки для родителей и детей, создание семейной библиотеки. 2-3 раза в год По плану Организационно-педагогические условия организации, характеристика педагогов. Общее количество педагогических работников – 24 , из них : старший воспитатель-1, воспитатели- 19 человек, 2 музыкальных руководителя, 1 инструктор по физической культуре, 1 педагог-психолог). Укомплектованность кадрами: • • • воспитателями – на 80%; младшими воспитателями – на 100%; обслуживающим персоналом – 100%. Сведения о педагогических работниках Образование, кол-во работников Наличие квалификационных категорий, кол-во работников Высшее – 9 чел. Среднее специальное – Высшая –11 чел. 15 чел. Первая – 6 чел. Обучаются в ВУЗах – 3 Без категории – 8 чел. чел. Стаж работы, кол-во работников До 5 лет – 5 чел. 5– 30 лет – 14 чел. Свыше 30 лет – 5чел. Характеристика достижений организации. Педагоги детского сада регулярно участвуют в конкурсах муниципального и регионального уровня. В копилке успехов дошкольного учреждения за 2022 год следующие достижения: МБДОУ «Детский сад «Березка» ст. Кардоникской» победитель муниципального и регионального и всероссийского этапов Всероссийского конкурса на лучшую поделку из 12 вторичного сырья «Наши друзья - Эколята за раздельный сбор отходов и повторное использование материалов» МБДОУ «Детский сад «Березка» ст. Кардоникской» По итогам муниципального этапа конкурса «Воспитатель года России – 2022» воспитатель Кириченко Н.В. заняла 3 место -Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Березка» ст. Кардоникской» победитель муниципального этапа республиканского смотра конкурса на лучшую постановку экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. -Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Березка» ст. Кардоникской» награждено грамотой за 2 место в республиканском смотре конкурсе на лучшую постановку экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. В копилке успехов дошкольного учреждения за 2023 год следующие достижения: МБДОУ «Детский сад «Березка» ст. Кардоникской» победитель муниципального и регионального этапов Всероссийского конкурса детского рисунка «Эколята-друзья и защитники природы» МБДОУ «Детский сад «Березка» ст. Кардоникской» победитель муниципального и регионального этапов Всероссийского конкурса на лучший «Снежный городок эколят» По итогам муниципального этапа конкурса «Педагогический дебют-2023» воспитатель Фролова Н.Н. заняла 1 место По итогам регионального этапа конкурса «Педагогический дебют-2023» воспитатель Фролова Н.Н. заняла 3 место -Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Березка» ст. Кардоникской» лауреат 3 степени муниципального этапа республиканского смотра конкурса на лучшую постановку экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях в номинации «Экологический театр» -Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Березка» ст. Кардоникской» награждено грамотой за 3 место в республиканском смотре конкурсе на лучшую постановку экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях в номинации «Экологический театр» По итогам муниципального этапа конкурса «Лучший руководитель ДОУ -2023» заведующая Богатырева З.А. Н.Н. заняла 1 место В 2024 году педагог ДОУ Ашихмина Л.О. заняла первое место в муниципальном этапе конкурса «Воспитатель года России-24» , по итогам регионального этапа награждена в номинации луч В мае 2024 года наши педагоги представляли свой опыт на районном методическом объединении по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание в условиях реализации ФГОС ДО» 13 4. Анализ выполнения Программы развития за 2020 -2024 годы Перед началом разработки программы рабочая группа проанализировала: • результативность реализации программы развития детского сада на 2020-2024; • потенциал развития детского сада–анализ возможностей и проблем образовательной организации; • возможные варианты развития. Анализ проводился по направлениям деятельности, определенным Программой развития на 2020-2024 годы, с целью выявления степени достижения прогнозируемого результата и выявления проблемного поля для проектирования Программы развития на период 20242030 годов. В период с 2020 по 2024 год в ходе реализации мероприятий Программы развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский «Березка» ст. Кардоникской» были достигнуты определенные результаты по совершенствованию образовательного процесса, обеспечению качества образовательных услуг, совершенствованию механизма функционирования дошкольного учреждения В период с 2020 по 2024 годы учреждение добилось значительных результатов по различным направлениям своей деятельности. Высокой оценки заслуживает деятельность в направлении: сохранения и укрепления здоровья детей, развитии творческих и познавательных способностей у дошкольников, подготовки детей к обучению в школе, работе с родителями. Определенный успех, который требует дальнейшего закрепления, достигнут в применении информационно-коммуникативных технологий и обогащении материально-технической и учебно-методической базы дошкольного учреждения. Воспитателями МБДОУ разработаны и успешно апробированы инновационные образовательные семинары, циклы-практикумы, мастер-классы, презентации, которые внедряются в практику работы педагогического коллектива. К достижению высоких результатов привели: сильные стороны педагогического процесса; значительный профессиональный потенциал педагогов; профессионально отлаженные контакты с родителями воспитанников и учителями начальной школы. Рациональное использование финансовых ресурсов; динамичное развитие материальной и учебно-методической базы дошкольного учреждения. Применение хорошо зарекомендовавших себя современных подходов к управлению также способствовали успешности его деятельности. К наиболее сильным сторонам образовательного процесса можно отнести: умение педагогов использовать методы развивающего образования в дошкольной практике; создание атмосферы непринужденности и творчества в совместной деятельности с детьми; наличие системы в освоении воспитанниками образовательной программы. Вместе с тем определенные результаты деятельности дошкольного учреждения не удовлетворяют педагогический коллектив. К ним мы, прежде всего, относим: - квалификационный уровень педагогов и специалистов; недостаточность качественной профессиональной помощи детям с проблемами в развитии. 14 -не определена строгая система изучения личности ребенка, а также наблюдений за его интеллектуальным, физическим и нравственным развитием. Работу по развитию индивидуальных способностей ребенка следует поднять на более высокий уровень. -наблюдается текучесть педагогических кадров, что не всегда дает возможность сформировать высокопрофессиональный коллектив педагогов и обслуживающего персонала. -не у всех воспитателей достаточно высокий уровень компетентности и общей культуры. -не широк и спектр оказываемых населению образовательных услуг. К сожалению, мало востребованными оказались образовательные услуги консультативного пункта, которые наше учреждение готово оказывать для родителей, дети которых не посещают дошкольное учреждение. Причины неудовлетворительных результатов деятельности дошкольного учреждения : - Отсутствие профессиональной экспертизы потенциальной готовности дошкольного учреждения к работе с инновационными программами, технологиями, проектами, и, как следствие этого, отсутствие системы опережающей квалификационной подготовки педагогического персонала; - Отсутствие целостной воспитательной системы, основанной на дошкольного и начального школьного образования; взаимосвязи - Отсутствие системы диагностики развития воспитанников для своевременного выделения детей с большими, нежели у сверстников задатками и предоставление этим детям возможности получить дошкольное образование выше базового уровня, при обеспечении достижения базового уровня всем остальными детьми, включая детей с проблемами в развитии; - Отсутствие необходимых условий для интеграции детей с проблемами в развитии в общесадовскую среду; - Отсутствие целостной оздоровительной программы (технологии), обеспечивающей комплексное решение проблем физического, психического, ментального, нравственного и духовного здоровья воспитанников; - Отсутствие внутреннего стандарта на деятельность и управление учреждением, в результате чего затруднено определение уровня профессионализма и профессиональной компетентности персонала, что затрудняет не только определение профессиональных ресурсов дошкольного учреждения, но и ориентиров его дальнейшего развития; Из проведенного прогностического анализа за период 2020 -2024 гг. следует, что: - дошкольное учреждение способно стабильно функционировать еще ряд лет благодаря умелому финансово-хозяйственному управлению и крепкой материально-технической и учебно-методической базе; 15 - дошкольное учреждение имеет достаточно высокий потенциал развития педагогического процесса благодаря ориентации на использование инновационных технологий, образовательных программ нового поколения; у дошкольного учреждения имеются возможности обогащения предметноразвивающей среды за счет рационального использования как бюджетных, так и внебюджетных средств; - благодаря высокому профессионально-личностному потенциалу и готовности к переменам педагогический коллектив способен к инновационной деятельности при условии профессионального управления ею. В связи с вышеизложенным, можно утверждать, что МБДОУ «Детский сад «Березка» ст. Кардоникской» является динамично развивающейся организацией, имеющей высокий потенциал развития, благодаря способности качественного анализа своей деятельности и критично-конструктивной ее оценки. При условии закрепления достигнутых успехов, активном развитии инновационных процессов, преодолении причин неудовлетворительных результатов оно может сохранить конкурентоспособность по основным направлениям деятельности и устойчиво не только функционировать, но и развиваться. 5. Прогностический анализ изменений внешней среды «Березка» ст. Кардоникской» МБДОУ «Детский сад Прогностический анализ изменений внешней среды показал, что отношение родителей , как заказчиков образовательных услуг к дошкольному учреждению, существенно меняется. Эти изменения, прежде всего, проявились в повышении требований к качеству дошкольного образования, обеспечению здоровья и безопасности воспитанников. Отмечается повышение образовательного и культурного уровня родителей воспитанников. Они все большее внимание уделяют уровню подготовленности детей к освоению школьной программы, обеспечению психоэмоционального благополучия во время их пребывания в дошкольном учреждении, развитию их художественных и иных способностей. Проведенный анализ изменений внешней среды дошкольного учреждения позволяет сделать следующий прогноз: - Велика вероятность того, что тенденция разноплановости социального заказа у клиентов, заказчиков и потребителей в отношении деятельности дошкольного образовательного учреждения в большей степени сохранится и в последующие пять лет; - Усилится конкуренция на рынке образовательных услуг, что потребует от учреждения выработки правильной маркетинговой стратегии и усиления своих конкурентных преимуществ за счет активного внедрения инновационных образовательных программ нового поколения. - Изменятся требования к организации педагогического процесса и его качеству в связи с реализацией ФГОС ДО и ФОПДО - Велика вероятность усиления контроля по обеспечению физического развития и воспитания дошкольников, как часть общей политики государства 16 - Появится тенденция использования в образовательном процессе дошкольного учреждения различных технических средств и аппаратуры нового поколения, в том числе и индивидуального пользования. Прогнозирование этих тенденций позволило нам определить основные стратегические направления развития дошкольного учреждения на 2020- 2024гг. 6. Основания для разработки программы развития Основания для разработки программы развития детского сада по итогам анализа Оценка актуального состояния внутреннего потенциала Сильные стороны Высокий профессиональный уровень педагогических кадров Слабые стороны Отсутствие необходимого опыта педагогов в инновационной, цифровой, проектной деятельности Оценка перспектив развития с учетом изменения внешних факторов Благоприятные возможности Риски Активация системы наставничества. Повышение квалификации (курсы, переподготовка). Невысокая заработная плата, косвенным образом влияющая на престиж профессии и стимулирование педагогов развиваться, внедрять новые технологии Участие в конференциях, семинарах, круглых столах. Активное участие в конкурсном движении муниципального, регионального и всероссийского уровня Использование инновационных подходов к организации методической работы Преобладание в коллективе педагогов традиционных подходов к образовательному процессу Востребованность среди родителей услуг дополнительного образования Формализованный подход органов власти в сфере цифровизации и внедрения инноваций без учета потребностей и реальных возможностей конкретного детского сада Месторасположение детского сада Устаревшая материальнотехническая база Можно принять участие в целевых государственных Недостаточное финансирование системы образования 17 программах в сфере цифровизации и развития дополнительного образования Накопленный практический опыт образовательной и оздоровительной деятельности Недостаточно Удовлетворенность опыта работы в родителей работой области маркетинга детского сада. В связи с большим количеством инноваций в области дошкольного образования есть риск Есть организации, которые готовы стать не довести до партнерами в сетевом результата выбранные направления развития взаимодействии 7.Основные направления развития организации 1. Модернизация развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Оценка состояния РППС на соответствие требованиям законодательства, в том числе санитарному, и целям развития детского сада. Составление плана модернизации РППС и осуществление его, в том числе закупка и установка нового оборудования. 2. Повышение эффективности системы дополнительного образования, расширение спектра дополнительных образовательных услуг для детей и их родителей. Участие в реализации ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности» до 2025 года (распоряжение Минпросвещения от 21.06.2021 № Р-126). Введение новых образовательных программ дополнительного образования трех направленностей: физкультурно-спортивной, естественнонаучной и художественной. 3. Усиление информационной открытости и ведение официальной страницы в социальной сетях. Назначение ответственного за ведение официальной страницы в социальной сети ВКонтакте. Утверждение локальных нормативных актов, в том числе плана контрольных мероприятий на год. Планирование обучения ответственного. Анализ ошибок ведения официальной страницы и разработка мер по улучшению ведения официальной страницы. 4. Цифровизация рабочих и образовательных процессов в организации. Создание цифровой образовательной среды, включающей минимум три компонента: • электронный образовательный контент; 18 инфраструктуру электронных средств обучения – интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, компьютеры, программы, серверы, микрофоны, камеры, доступ к интернет; • информационные системы и технологии – образовательные платформы, ресурсы для онлайн-взаимодействия и др. • Внедрение электронного документооборота, в том числе кадрового. 5. Совершенствование системы охраны труда. Внедрение новых мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Актуализация локальных нормативных актов детского сада в сфере охраны труда. Разработка, утверждение и осуществление мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе: проведение специальной оценки условий труда, оценку уровней профессиональных рисков; • механизация работ при складировании и транспортировании продуктов, отходов, других тяжелых объектов; • модернизация оборудования и технологических процессов на рабочих местах с целью снижения содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний и излучений; • обустройство новых или реконструкция имеющихся мест отдыха, психологической разгрузки, обогрева работников, укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе. • 6. Усиление антитеррористической защищенности организации. Проведение оценки качества и достаточности организационных мероприятий, практической готовности и обеспечения объекта техническими средствами. Разработать комплексный план мероприятий по усилению антитеррористической безопасности, интегрировать его с антикризисным планом организации. 7. Оптимизация работы с кадрами. Анализ должностей, на которые можно принять студентов среднего профессионального и высшего образования. Разработка мер по ускоренной адаптации студентов к работе. Поиск кандидатов на вакантные должности среди студентов. Разработка мер по повышению привлекательности работы в образовательной организации. 8. Внедрение наставничества среди педагогических работников. Назначение куратора по наставничеству педагогов. Анализ работников и подбор пар наставник-наставляемый. Разработка дорожной карты и локальных нормативных актов по наставничеству. Ведение базы наставников и наставляемых. Контроль реализации программ наставничества. 9. Ведение инновационной деятельности. -.Формирование функциональной грамотности у дошкольников через внедрение новых технологий и непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность 19 посредством создания совместных образовательных проектов на основе потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. -Создание целостного интегративного педагогического пространства для формирования духовно-нравственных ценностей ребенка-дошкольника. Анализ идей, которые образовательная организация готова представить в рамках инновационной деятельности. Создание рабочей группы по разработке инновационного проекта. Корректировка документации проекта в ходе его реализации. 10 Модернизация ВСОКО и организация мероприятий с целью выполнения ее показателей. Корректировка локальных нормативных актов, регулирующих ВСОКО в детском саду, с целью стабильного достижения показателей 8.Мероприятия по реализации программы развития № Мероприятие п/ п Ответственный Срок Результат Выполнени е 1. Модернизация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) 1 Оценка состояния Старший РППС воспитатель Сентябрь 2024 Оформление аналитической справки 2 Составление плана модернизации РППС Старший воспитатель Январь 2025 План 3 Закупка и установка оборудования по плану Контрактный управляющий 2025-2029 г Акты приемки 2. Повышение эффективности системы дополнительного образования, расширение спектра дополнительных образовательных услуг 1 Анализ востребованности дополнительного образования Старший воспитатель 2 Проведение Старший педсовета с целью воспитатель определения, какие программы дополнительного образования надо реализовать Январь – март Анкетирование 2025 и опрос родителей Апрель 2025 Протокол заседания педсовета 20 3 Разработка программ дополнительного образования Старший воспитатель Май – август 2025 Образовательны е программы по открываемым направлениям дополнительног о образования Педагог дополнительного образования 4 Проведение Заведующий педсовета с целью определения, как детский сад может участвовать в реализации госпрограмм Август 2025 Протокол заседания педсовета 5 Реализация программ дополнительного образования сентябрь 2025- август 2030 … Раз в квартал Справка Старший воспитатель … Педагог дополнительного образования 3. Ведение госпаблика 1 Мониторинг ведения госпаблика Старший воспитатель 2 Разработка плана Старший мероприятий воспитатель мониторинга госпаблика и мер по улучшению его ведения Январь 2025 План 3 Обучение ответственного за ведение госпаблика По плану мероприятий Документы об обучении 4 Реализация Ответственный за 2025-2030 разнообразных ведение проектов, через госпаблика использование социальных сетей. Заведующий План ... 4. Цифровизации образовательного процесса 1 Анализ доступных Старший образовательных воспитатель платформ Январь – февраль 2025 Оформление аналитической справки 2 Проведение заседания педагогического Февраль 2025 Протокол заседания педсовета Старший воспитатель 21 совета 3 Родительское Заведующая собрание об использовании ЭО и ДОТ в образовательном процессе Март 2025 Протокол 4 Закупка оборудования Заместитель заведующего по АХР Апрель – май 2025 Договор поставки и акт приемапередачи товара 5 Установка оборудования, подготовка помещений Заместитель заведующего по АХР Май – июнь 2025 Акт выполненных работ 6 Повышение квалификации педагогов Старший воспитатель 2025 Обучены 100% педагогов 7 Разработка анкет Старший для мониторинга воспитатель процесса обучения Июль 2025 Анкеты для педагогов и родителей 8 Внедрение электронных ресурсов в образовательный процесс Старший воспитатель 2025-2030 план 9 Внедрение электронного документооборота , в том числе кадрового. Старший воспитатель 2025-2030 план делопроизводител ь 5. Совершенствование системы охраны труда 1 Проведение совещания с целью планирования развития системы охраны труда в детском саду Заведующий Март 2025 Протокол 2 Разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда Старший воспитатель Март 2025 Проект мероприятий по улучшению условий и охраны труда 22 3. Разработка локальных нормативных актов детского сада в сфере охраны труда. Проведение специальной оценки условий труда Заместитель заведующего по АХР Март 2025 Локальные нормативные акты детского сада … протокол Заместитель заведующего по АХР Модернизация оборудования и технологических процессов на рабочих местах 2026 г план 2025-2030 Обустройство новых мест отдыха, психологической разгрузки 6. Усиление антитеррористической защищенности организации 1 Определение основных положений проведения в детском саду работы по АТЗ, схемы управления, состава комиссий по внутренним проверкам, способов контроля Заведующий Заместитель заведующего по АХЧ Первое полугодие 2025 Приказы Локальные нормативные акты детского сада 2 Разработка плана Заместитель мероприятий по заведующего по исполнению ПП АХЧ РФ от 02.08.2019 № 1006 и плана действий при установлении уровней террористической опасности Апрель 2025 Утвержденные планы 3 Разработка плана проведения учений и Ежегодно в феврале Утвержденные планы Заместитель заведующего по АХЧ 23 тренировок по АТЗ Планирование внедрения интегрированной системы безопасности 4 Заведующий Заместитель заведующего по АХЧ Второе полугодие 2025 Утвержденный план внедрения 7. Оптимизация работы кадровых ресурсов 1 Составление Специалист по перечня кадрам должностей, на которые можно принять студентов среднего профессиональног о и высшего образования Февраль 2025 2 Разработка мер по Специалист по повышению кадрам привлекательност и работы в детском саду и ускоренной адаптации студентов к работе Февраль-март План 2025 мероприятий 3 Поиск кандидатов Специалист по на вакантные кадрам должности среди студентов По мере Заключенные необходимост трудовые и договоры со студентами 4. Участие в Старший конкурсах воспитатель различного уровня и направленности 2025-2030г План мероприятий 5. Взаимодействие с Старший социальными воспитатель партнерами, сотрудничество со средствами массовой информации 2025-2030г План мероприятий 6 Разработка буклетов, рекламной продукции, презентаций, выставочных 2025-2030г План мероприятий Старший воспитатель Перечень ... 24 экспозиций и других наглядных материалов 8. Внедрение наставничества среди педагогических работников 1 Назначение куратора по наставничеству педагогов Заведующий 2 Разработка Куратор дорожной карты и локальных нормативных актов по наставничеству Февраль-март Дорожная карта 2025 3 Ведение базы наставников и наставляемых. Разработка и реализации программ наставничества По графику Отчет дорожной карты до 2030 г. Куратор Февраль 2025 Приказ 9 Ведение инновационной деятельности 1 Создание рабочей группы по разработке инновационного проекта. заведующая 2024-2025 г Локальные акты 2. Проект Старший «Формирование воспитатель функциональной грамотности у дошкольников через внедрение новых технологий и непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность» 2025-2030 г Программа инновационных проектов Проект «Создание целостного интегративного педагогического пространства для 25 формирования духовнонравственных ценностей ребенкадошкольника.» Корректировка Старший документации воспитатель проекта в ходе его реализации. 2025-2030 г Документация проекта 10.Модернизация ВСОКО и организация мероприятий с целью выполнения ее показателей. 1 Корректировка заведующая локальных нормативных актов, регулирующих ВСОКО в детском саду, с целью стабильного достижения показателей 2024-2025г Локальные акты 9.Механизмы реализации программы развития 1. Заключение договоров о сетевой форме реализации образовательной программы с целью повышение качества образовательных, здоровьеформирующих и коррекционных услуг в учреждении, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. 2. Модернизация и цифровизация управленческих и образовательных процессов, документооборота: закупка и установка оборудования, обучение работников, контроль за правильным использованием нового оборудования и технологий. 3. Проведение опросов и анкетирований для оценки уровня удовлетворенности услугами детского сада, существующими в нем процессами. 4. Подготовка методических рекомендаций по различным направлениям деятельности детского сада. 5. Изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности. 6. Проведение психолого-педагогических исследований, направленных на получение данных о тенденциях в области личностного развития детей. 7. Закупка и установка нового оборудования в целях модернизации РППС. 26 10.Ожидаемые результаты реализации программы развития 1. Высокая конкурентоспособность детского сада на рынке образовательных услуг, обеспечение равных стартовых возможностей дошкольников. 2. В организации реализуются новые программы дополнительного образования для детей и их родителей. 3. Высокий процент выпускников организации, успешно прошедших адаптацию в первом классе школы. 4. Внедрены и эффективно используются цифровые технологии в работе организации, в том числе документообороте, обучении и воспитании. 5. Создана современная комфортная развивающая предметно-пространственная среда и обучающее пространство в соответствии с требованиями законодательства РФ. 6. Повысилась профессиональная компетентность педагогов, в том числе в области овладения инновационными образовательными и метапредметными технологиями за счет прохождения повышения квалификации и переподготовки работников, участия в региональных и федеральных профессиональных мероприятиях. 7. Улучшились условия обучения детей с особыми потребностями, длительно болеющих и др. 8. Организация получает меньше замечаний от органов надзора и контроля в сфере охраны труда и безопасности. 11.Критерии и показатели оценки реализации программы развития Направления развития организации Критерии и показатели оценки 1. Модернизация РППС Обновление РППС на 40 %. Соответствие РППС требованиям законодательства и целям развития детского сада 2. Повышение эффективности системы дополнительного образования, расширение спектра дополнительных образовательных услуг Удовлетворенность родителей и воспитанников услугами дополнительного образования на 80%. Увеличение числа договоров о сотрудничестве, сетевой форме реализации образовательных программ с организациями района научной, технической, инновационной, культурной, спортивной, художественной, творческой направленности 3. Ведение госпаблика Госпаблик соответствует требования законодательства и рекомендациям Минцифры. Ответственный за госпаблик проходит ежегодное обучение по ведению госпаблика. Госпаблик детского сада входит в 20-ку лучших 27 госпабликов региона 4. Цифровизации образовательного и управленческого процесса 100 % работников, используют дистанционные технологии, ИКТ, инновационные педагогические технологии. Перевод 60 % документооборота детского сада в электронный вид 5. Совершенствование системы охраны труда Снижение несчастных случаев с работниками и детьми. Отсутствие замечаний от органов надзора и контроля в сфере охраны труда 6. Усиление антитеррористической защищенности организации Отсутствие происшествий на территории организации. Отсутствие замечаний от органов надзора и контроля в сфере безопасности 7. Создание условий для обучения детей с особыми потребностями 100 % педагогов обучилось по программам для работы с детьми с ОВЗ, длительно болеющими детьми. Длительно болеющие воспитанники осваивают ООП и другие образовательные программы в полном объеме 8. Оптимизация кадровых ресурсов и развитие наставничества Кадровые дефициты закрылись за счет привлечения студентов. Студенты успешно работают в детском саду дольше 2-х лет. Опытные педагоги получают категории «педагогнаставник» и «педагог-методист» 10. Инновационная деятельность Отсутствуют замечания при реализации инновационных проектов -«Формирование функциональной грамотности у дошкольников через внедрение новых технологий и непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность» -«Создание целостного интегративного педагогического пространства для формирования духовно-нравственных ценностей ребенкадошкольника.» 11. Успешное выполнение показателей ВСОКО По всем показателям детский сад имеет высокую оценку. 28 29