Рабочая программа по реализации дополнительной образовательной программы Технология творчества-ТРИЗ в обучении дошкольников

1

СОДЕРЖАНИЕ
№ раздела

Раздел программы

№
страницы

Пояснительная записка
Цели и задачи реализации рабочей
программы
Принципы и подходы к
формированию программы

3
3

1.3

Значимые для разработки и
реализации программы
характеристики

4

1.4

Прогнозируемые результаты к
концу года
Формы подведения итогов
реализации программы
Целевые ориентиры к концу года

5

Раздел 1. Целевой
1.1

1.2

3

6
7

Раздел 2. Содержательный
2.1

Модель организации работы, форма 7
занятий, методы и приемы

2.2

Работа с родителями
Содержание рабочей программы
Комплексно – тематический план
работы

8
9

Раздел 3. Организационный
3.1 Организационно- педагогические
условия
3.2 Кадровые
3.3 Материально – технические

Методическое обеспечение
Техническое оснащение
Литература

13
13
14

Пояснительная записка
2

Программа «Технология творчества-ТРИЗ для дошкольников»направлена на развитие
творческих способностей детей 5-6 лет, воспитаниетворческой личности. Обладающей
интеллектуальной и нравственной культурой.
В программе содержится материал, позволяющий:
-создать условия развития инициативы и творческих способностей ребенка на основе
сотрудничества с взрослыми и сверстниками через коммуникативную, игровую, познавательно –
исследовательскую и изобразительную деятельность.
Цель: развивать творческое, системно – диалектное мышление
Задачи:
-знакомить с окружающим миром методами и приемами ТРИЗ, формируя навык познавательной,
творческой и практической деятельности;
-развивать творческие способности через умения видеть и решать противоречия;
-воспитывать активную жизненную позицию, культуру межличностных отношений в совместной
деятельности.
Методологическую основу программы составили труды:
зарубежных педагогов и психологов, изучающих вопросы воображения и творчества: Г.
Армстронга, Д Гилфорда, А Маслоу;
отечественных: Л. С, Выготского, О. М. Дьяченко, В Н. Дружинина, Е. Е. Кравцовой, Р. С.
Немова;
педагогов в области изучения инновационной деятельности в ДОУ: К. Ю. Белой, Л. М.
Волобуевой, В. Т. Кудрявцева, А. А. Майера, Н. М. Микляевой;
ученых, исследователей в области Теории решения изобретательских задач: Г. С. Альтшуллера,
И. М. Верткина, М. С. Гафитулина;
педагогов – исследователей в области применения ТРИЗ: Г. В. Беловой, В. А. Бухвалова, И. Я.
Гуткович, Б. Л. Злотина, А. В. Корзун, В. Б. Крячко, С. В. Лелюх, А. А. Нестеренко, Б. П.
Никитина, А. А. Толмачева, М. Н. Шустермана.
Принципы и походы к реализации программы:
- Преемственность: каждый последующий материал базируется на знании предыдущего с
расширением и углублением осуществляется постепенное усложнение темы и переход развития
интеллектуальных способностей ребенка к технологии творческого процесса.
- Цикличность: каждая изучаемая тема максимально использует методы и приемы ТРИЗ и РТВ
(системный оператор (СО); конфликтная пара (КП); противоречие (ТП, ФП); идеальный
конечный результат (ИКР); ресурсы (ВПР); приемы устранения противоречий; веполь; методы
развития творческого воображения (РТВ); алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)),
формируя навык разноуровневого понимания элементов и их применения в познавательной,
творческой и практической деятельности, использования в жизненных ситуациях.
- Интеграция: ТРИЗ как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это
позволяет формировать единую гармоничную, научно обоснованную модель мира в
сознании ребенка осуществить эвристическое обучение.
- Опережающего развития: обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка, что
позволяет осуществлять плавный переход от пассивно-полуактивного к активному, а от него - к
полуавтоматическому этапу, ведя ребенка вперед к творчеству;
- Ситуации успеха: нет неправильных решений - есть другое решение, идет взаимообмен
результатами, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон
воображения, стимулирует его развитие.
ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ «ПРОГРАММЫ»
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Творческий процесс опирается на механизмы, задействованные при формировании образов
воображения - психического познавательного процесса, преобразующего отражение
действительности, взаимосвязанного и взаимообусловленного с процессом мышления в
познавательных актах, характерного только для человека.
Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение характерно
только для человека, способно изменять мир, преобразовывать действительность и творить чтото новое. Оно характеризуется как творческий акт благодаря его связи с мышлением. Они
3

взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга в познавательных актах. Роль воображения в
процессе творческого познания можно определить как один из способов использования
имеющихся у человека знаний для получения новых знаний, как перенос знаний с одной области
на другую, свойства которой должны быть изучены для решения познавательных задач.
Участвуя вместе с мышлением в процессе творчества, воображение преобразует наглядное
содержание проблемы, содействуя этим ее разрешению. Как основа всякой творческой
деятельности, воображение одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая
возможным художественное, научное и техническое творчество. Кроме действий, направленных
на преобразование внешней среды, человек осуществляет действия, направленные на самого
себя, на самосознание и саморазвитие. Человек, субъект своих действий, творец самого себя. Это
есть подлинное творчество, начинающееся с рождения и продолжающееся всю жизнь.
Значительная роль в разработке методов творчества принадлежит ученым нашей страны. Среди
них особое место занимает теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), возникшая в нашей
стране в конце 40-х годов усилиями выдающегося российского ученого, бакинского
изобретателя, писателя-фантаста Генриха СауловичаАльтшуллера (Альтов) являющаяся
доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.ТРИЗ - одна из эффективных
современных технологий творчества, в основе которой лежат объективные Законы Развития
Технических Систем (ЗРТС), выявленные в результате анализа патентной информации. Теорию
можно считать обобщением сильных сторон творческого опыта изобретателей, сумевших
эффективно разрешить противоречия, возникающие в процессе решения задачи. ТРИЗ - законы
познаваемы и применяемы для создания нового. Она ориентирует человека на системное
мышление, дает возможность представить внутренние и внешние связи рассматриваемой
проблемы, динамику изменения этих взаимосвязей во времени. Такой стиль мышления позволяет
находить новые оригинальные решения в соответствии с законами развития, и делать их
экономически эффективными. Базовыми курсами современной ТРИЗ являются:
курс «Развитие Творческого Воображения (РТВ)»
курс «Теория Решения Изобретательских Задач»
курс «Теория Развития Творческой Личности (ТРТЛ)»
Курс развития творческого воображения (РТВ) направлен на управление воображения с целью
создания новых образов. Он позволяет представлять нечто ранее неизвестное, уменьшить
психологическую инерцию при решении творческих задач [12] Эффективный набор приемов:
увеличение — уменьшение; дробление — объединение; оживление
окаменение; специализация - универсализация и другие, способствует развитию фантазии
и генерации новых идей. Окружающие нас технические достижения - это материализованное
воплощение идеи творческого воображения. Любому творцу необходимо иметь богатое
воображение, уметь фантазировать. Весь аппарат ТРИЗ рассчитан на сильную, хорошо
управляемую фантазию, позволяющую получить неожиданное и простое решение задачи.
Обладая творческим воображением, можно мысленно заглянуть в будущее, увидеть возможные
последствия реализации идеи, предварительно оценить решение и, если нужно, вовремя сделать
его корректировку.
Курс ТРИЗ - классическая Теория решения изобретательских задач
направлен на формирование умения ставить и успешно решать творческие задачи при помощи
инструментов ТРИЗ, основными из которых являются алгоритм решения изобретательских задач
(АРИЗ) и система изо-бретательских стандартов. АРИЗ основан на диалектическом подходе к
процессу изобретательства, использовании не только объективных закономерностей развития
техники, но и информации из различных областей знаний. Его главные (узловые) понятия «противоречие», «идеальный конечный результат» и «принцип разрешения противоречия». Он
представляет собой программу последовательных операций по выявлению, анализу,
формулированию и разрешению противоречий. Для устранения противоречий используется
информационный фонд: указатели применения физических, химических, геометрических и
других эффектов, банк типовых приемов устранения технических и физических противоречий.
-

4

Курс Теории развития творческой личности (ТРТЛ) - направлен на формирование в человеке
активной творческой позиции, предусматривающей постановку Достойной Цели. Он включает
качества творческой личности, основные концепции ее развития, жизненную стратегию развития
творческой личности (ЖСТЛ), деловую игру: «внешние обстоятельства творческой личности»,
идеальную творческую стратегию (концепцию «максимального движения вверх»), задачник по
курсу ТРТЛ, сводную картотеку к ЖСТЛ. Основные критерии Достойной Цели: новизна,
общественная полезность, конкретность, значительность, еретич- ность, практичность,
независимость.
О целях технологии ТРИЗ Г.С. Альтшуллер писал: «Первая цель: развить (в наиболее
благоприятном для этого возрасте) вкус к творчеству. Открыть мир творчества, привить
начальные навыки поведения в этом необычном мире, заразить творческим азартом, выработать
элементы культуры творческого мышления».
Отличительная особенность данной программы:
Тематика игр, творческих заданий: тема изучаемого материала образовательной области
познавательное развитие.
Цель: поисковая, исследовательская деятельность, где новые знания добываются, и
изобретательская деятельность, где новые знания создаются.
Правила игр: методы и приемы ТРИЗ.
Программа интегрировано решает задачи образовательных областей ФГОС ДО: социальнокоммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Прогнозируемые результаты к концу года.
Дети должны иметь представление:
- о целях и задачах данного курса.
Дети должны знать:
- методы и приемы ТРИЗ и РТВ.
Дети должны уметь:
- применять изученные методы и приемы ТРИЗ и РТВ для получения и преобразования знаний;
- решать изобретательские задачи.
Перечень самостоятельных работ по разделам курса:
1. Диагностические задания.
Автор: О. М. Дьяченко (1 набор).
Цель: определение уровня развития воображения и способности создавать оригинальные
образы.
2. Построить системный оператор.
3. Выделить конфликтную пару.
4. Найти противоречия.
5. Определить идеальный конечный результат.
6. Найти ресурсы.
7. Применить приемы устранения противоречий.
8. Выделить веполь сказки.
9. Использовать методы творческого воображения в работе по сочинению сказки.
10. Решать творческие задачи с использованием алгоритма решения изобретательских задач.
11. Диагностические задания.
Автор: О. М. Дьяченко (2 набор)
Цель:определение уровня развития воображения и способности создавать оригинальные
образы.
Авторы: А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина.
Цель: диагностика уровня развития творческих способностей ребенка.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- конкурсы РА ТРИЗ и МА ТРИЗ;
- диагностика. Анализ осуществлялся методом тестирования каждого ребёнка.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ - Трехуровневая
Высокий уровень «2» - качество проявляется устойчиво,
Средний уровень «1» - качество проявляются не устойчиво,
Низкий уровень «0» - качества не проявляются.
5

Овладевший материалом в
полном объеме
2 балла

Критерии оценивания
Овладевший примерно
половиной объема
материала
1 балл

Оцениваемый показатель
Суммарный показатель освоения ребенком
раздела развитие творческих способностей
(ТРИЗ)
Итоговый уровень

Овладевший менее чем
половиной объема
материала
0 баллов

Сумма уровневых показателей овладения
необходимыми знаниями
20- 15
14- 8
7-0
баллов
баллов
балла
2-Высокий
уровень
развития

1 -Средний
уровень
развития

0 - Низкий
уровень
развития

Ф.И.ребенка № теста
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

1.1

1.2

1.3 1.4 1.5 2.1.1

2.1.2

2.2.1

2.3.1

2.3.2

Сумма
баллов

Уровень
развития

Высокий
Средний
Низкий
Уровневый
показатель
Целевые ориентиры к концу года:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательноисследовательской деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,
6

другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться
успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается
разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры,
различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным
нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания,
может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого
высказывания в ситуации общения,
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; может контролировать свои движения и
управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,
может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из
области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к
принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах
деятельности.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Программу обеспечивает учебно-методический комплекс:
Модель организации работы: комплексно-тематическая
Форма занятий: аудиторное занятие через игры.
Методы и приемы:
− АМО (активные методы обучения);
− ИКТ (Интерактивные компьютерные технологии);
− объяснительно-иллюстративные;
− практические;
− гностические;
− методы исследования;
− методы стимулирования и мотивации.
Эмоциональные методы:
− поощрение;
− порицание;
− создание ярких наглядных образных представлений;
− создание ситуации успеха;
− свободный выбор заданий.
Познавательные методы:
− опора на жизненный опыт;
− создание проблемной ситуации;
− выполнение творческих заданий.
Социальные методы:
− создание ситуации взаимопомощи;
− поиск контактов и сотрудничества;
− заинтересованность в результатах;
− взаимопроверка.ё
Работа с родителями:
7

- изучение потребностей родителей (анкетирование, собеседование, встречи-знакомства, день
открытых дверей, интервью, «почтовый ящик», сочинение, беседа);
- педагогическое просвещение (система игр и заданий по лексическим темам, направленных на
развитие словесно-логического мышления и воображения, родительские собрания, разыгрывание
ситуаций, открытые занятия, круглые столы, беседы, консультации, стенды, памятки, папкипередвижки, буклеты, рукописные журналы, переписка, благодарственные письма, выставки,
медиатека);
- включение родителей (совместные мероприятия, КВН, конкурсы, сочинение сказок, загадок,
привлечение к изготовлению игр, атрибутов для игр, оформление фото-стендов, папокпередвижек, выпуск журналов).
Тематика игр, творческих заданий зависит от темы изучаемого материала познавательного
развития. В процессе реализации программы, развития умений использовать методы и приемы
технологии ТРИЗ, меняются цели и задачи игр:
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- диагностические.
Формированию системно-диалектического способа мышления, умению определять
главную функцию системы способствуют игры, спрятанные на «Волшебной лесенке»,
путешествия по структуре, функции, времени, «Теремок», «Дразнилка».
Развитое диалектическое мышление предполагает видение противоречия, его
формулировку и решение, результатом которого являются изобретения. Этому дети учатся в
играх «Наоборот», «Хорошо-плохо», с которыми знакомит Гном из волшебной страны ТРИЗ.
Знакомят детей с ресурсами как методом и приемом решения противоречий игры: «Машарастеряша», «Превращалка», «Задачедатель-Изобретатель», тренируя аналитическое мышление.
Игры «Маленькие человечки», «Волшебная лесенка» позволяют
моделировать
процессы, происходящие в окружающем мире, как структурные, так и функциональные, идет
понимание физического состояния вещества, фазовых переходов, взаимодействий.
Дети учатся сочинять сказки, метафору, рифмованные строчки, рассказы, загадку,
используя приемы фантазирования, волшебных гномов, методы теории в играх: «Волшебный
треугольник», «Загадалка», «Страна Звука», «Страна Чувств», «Волшебная лесенка», что
способствует развитию творческого стиля мышления.
Работать в заданном алгоритме, находя решение творческой задачи, позволяют игры:
«Письмо SOS», «Задача», «Помоги сказке», «Да-нетка».
Развивать воображение, придумывать- «собирать» новые объекты, наделять их
функциями, создавать «портреты», давать названия – отрабатывая умение фантастического
преобразования объектов окружающего мира помогают игры: «Робинзоны», «Волшебник»
«Волшебный ящик».
Используя средства изобразительной деятельности, ребята учатся создавать работы на
разных уровнях схемы талантливого мышления, фантазировать, представлять образы, которых
нет в реальной жизни, делать «записи» своих изобретений.
В программе представлена система работы поэтапного обучения технологией творчества в
течение первого года. Раскрыты ее базовые методы и приемы: алгоритм решения
изобретательских задач (АРИЗ), конфликтующая пара (КП), противоречие (ФП, ТП), идеальное
конечное решение (ИКР), системный оператор (СО), вепольный анализ (ВА), функциональный
анализ (ФА), вещественно-полевые ресурсы (ВПР), метод маленьких человечков (ММЧ), методы
и приемы развития творческого воображения (наоборот, размер, время, стоимость, метод
фокальных объектов (МФО), морфологический ящик (МЯ), эмпатия).Практический
матесистематизирован по лексическим блокам и включает в себя: тему по ТРИЗ и РТВ, игры и
творческие задания, цель обучения технологии, лексическую тему, примерное содержание
работы.
Формы организации работы:
- фронтальная;
- групповая;
- коллективная;
8

- индивидуальная.
Методы обучения:
Система творческих заданий, которые даются детям через игры и алгоритмы.
Необходимое условие - практическое воплощение творческой мысли в рисунках, сочинениях,
сказках, песнях, загадках поделках движениях.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ МЕТОДАМ И ПРИЕМАМ ТРИЗ.

Третий год обучения

ТРИЗ и РТВ

Системный оператор (СО)

Метод и
прием

(5-6 лет)

Название игры

Цель

«Волшебная
лесенка»

Продолжать учить видеть составные части, будущее и
прошлое объекта, их функции.

«Маленькие
человечки»

Упражнять в определении физ. состояния.
Моделирование структурных, временных и функциональных
процессов.

«Теремок»

Закрепить умение добывать знания через СО.

«Подбери словечко»

Упражнять в выделении частей системы.

«Загадалка»

Упражнять в выделении функции, носителя функции, главной
функции, антифункции.

«Рифмы»

Закрепить умение делить на части и соединять.

Составление
рассказов

Использовать СО: выделять объекты, устанавливать связи
между ними.

Ресурс
ы

Функция

Про
тиво
речи
е

Составление загадок
«Да – Нет-ка».

Упражнять в определении системных связей.

«Без чего не бывает»

Упражнять в нахождении системных связей в структуре,
функциях, времени.

«Хорошо-плохо»

Упражнять в нахождении противоречий. Продолжать
учить формулировать противоречие. Знакомство с ИКР.

«Дразнилка»

Учить определять функцию предмета, развивать
словотворчество.

«Волшебник»

Учить видеть функцию объекта и переносить по аналогии.

«Копилка»

Учить составлять каталог ресурсов вещества, поля.

9

Каталог предмета, действия, слова.

«Сочини сказку»

Упражнять в определении функциональной модели объекта,
главных объектов системы, вредной функции, антифункции,
формулировки противоречия, ИКР, использовании ресурсов.

Веполь

«Загадалка»

Учить работать по алгоритму.

АРИЗ

«Письмо SOS»

Знакомить с алгоритмом решения изобретательской задачи,
видеть противоречие, КП, формулировать ИКР, использовать
ресурсы.

«Наоборот»

Упражнять в нахождении антифункции.

Прием
наоборот

«Сочини сказку»

Находить объекты противоположные по структуре, функции,
времени.

Размер

«Размер»

Применять приемы увеличения – уменьшения.

«Время»

Стоимость
(МА)
(МФО)

Закончи рассказ.

Используя приемы фантазирования (увеличение – уменьшение,
оживление, наоборот)

«Фантастическое
животное»

Упражнять в определении вредной и полезной функций.

«Бином»

Упражнять в использовании аналогий.

Фантастические
гипотезы.

Развивать фантазию

«Фантастическое
животное»

Упражнять в использовании аналогий.

Придумывание
метафоры.

Развивать воображение.

«Подбери словечко»

Учить понимать образ, составлять аналогии, развивать
воображение.

Эмпатия

Метод фокальных
объектов

Морфологический
анализ

Время

«Стоимость»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ МЕТОДАМ И ПРИЕМАМ ТРИЗ.

Четвертый год обучения
10

ТРИЗ и РТВ

Метод и
прием

(6-7 лет)

Название игры

Цель

«Волшебная
лесенка»

Уметь находить необходимые знания.
Поощрять самостоятельный выход на СО.

Ресурсы

Функция

Прот
ивор
ечие

Системный оператор (СО)

Подводить к видению взаимосвязей по структуре,
функции, времени окружающих предметов и
явлений.

«Маленькие
человечки»

Моделировании структурных, временных и
функциональных процессов, влияние полей.

«Теремок»

Самостоятельно использовать знания СО.

«Подбери словечко»

Ориентироваться в СО.

«Загадалка»

Уметь выделять функцию, носителя функции,
главную функцию, антифункцию.

«Стихотворные
строчки»

Закрепить умение делить на части и соединять.

Загадки

Самостоятельно использовать аналогии по функции,
структуре, времени.

Составление
рассказов.

Использовать СО: выделять объекты,
устанавливать связи между ними.

«Да – Нет-ка».

Уметь определять системные связи, работать по
алгоритму.

«Без чего не бывает»

Упражнять в нахождении системных связей в
структуре, функциях, времени.

«Хорошо-плохо»

Видеть КП, противоречия, формулировать, решать
их, используя ресурсы.

«Дразнилка»

Учить определять функцию предмета, развивать
словотворчество.

«Волшебник»

Определять функцию объекта и переносить по
аналогии.

«Копилка»

Пополнять каталог ресурсов вещества, поля.

«Сочини сказку»

Использовать каталог предмета, действия, слова.

11

«Сочини сказку»

Упражнять в определении функциональной модели
объекта, главных объектов системы, вредной
функции,
антифункции,
формулировки
противоречия, ИКР, использовании ресурсов.

«Загадалка»

Учить работать по алгоритму.

АРИЗ

«Письмо SOS»

Упражнять в работе с алгоритмом решения
изобретательской задачи, находить конфликтную
пару, видеть противоречие, формулировать ИКР,
использовать ресурсы, познакомить с приемами
решения противоречий.

«Наоборот»

Упражнять в нахождении антифункции.

Прием
наоборот

Веполь

Учить работать по алгоритму.

Находить объекты противоположные по структуре,
функции, времени.

Размер

«Размер»

Применять приемы увеличения – уменьшения.

«Время»

Стоимость
(МА)
(МФО)

Закончи рассказ.

Используя приемы фантазирования (увеличение –
уменьшение, оживление, наоборот)

«Фантастическое
животное»

Упражнять в определении вредной и полезной
функций.

«Бином»

Упражнять в использовании аналогий.

Фантастические
гипотезы.

Развивать фантазию

«Фантастическое
животное»

Упражнять в использовании аналогий.

Придумывание
метафоры.

Развивать воображение.

«Подбери словечко»

Учить понимать образ, составлять аналогии,
развивать воображение.

Эмпатия

Метод фокальных
объектов

Морфологический
анализ

Время

«Стоимость»

Календарный график
Количество
занятий

В неделю

В месяц

В год

В 2 года

1

4

36

72

12

Количество
часов

25 мин.

1ч. 40 мин.

15 ч.

30 ч.

3. Организационный раздел
3.1. Организационно-педагогические условия:Кадровые: численность преподавателей -1.
Ашихмина Л.О
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Методические разработки:
- Дидактический материал по темам, презентации.
- Методические разработки по ТРИЗ.
- Литература по ТРИЗ.
- Рабочие тетради по ТРИЗ: «Учимся творчеству», СПб, «Икар», 2003; «Мой друг –
головастик», СПб, 2003,-64 с.
2.Дидактический материал:
- Картотека изобретательских задач.
- Видеофильмы открытых занятий.
- CD – диски: «Энциклопедия ТРИЗ»;
«Мультфильмы для ТРИЗ», «Песни по ТРИЗ в исполнении Тухтарова».
- Дидактические игры: «Фантастическое животное» - 1 шт;
«Фантастическая птица» - 1 шт;
«Маленькие человечки» - 1 шт.;
- Куклы: Гномы – 2 шт.; Буратино – 1 шт.; Карлсон – 1 шт.; Ворона – 1 шт.;. Девочка – 1
шт.; Мальчик – 1 шт.
3. Контроль результативности:
- Вводный контроль: диагностика О.М. Дьяченко «На что похожа?» (1- ый набор)
- Текущий контроль: проверка самостоятельных работ.
- Итоговый контроль: диагностики Е.Л. Пчелкиной, О.М. Дьяченко «На что похожа?» (2ой набор)
4. Техническое оснащение:
- Оборудование: столы, стулья, доска, компьютер, система мультимедиа, экран.
- Расходный материал (бумага писчая, мел)
- Канцелярские принадлежности (карандаши, маркеры, фломастеры).
Материально – технические:
№
п/п

Наименование оборудования
1
2
3
4

Проектор
Телевизор
Компьютер
Принтер

Количество
1
1
1
1

Автор

Название

Издательство

Попко Е.А.

1001 идея интересного занятия с детьми
выпуск 1
1001 идея интересного занятия с детьми
выпуск 2
«Программа формирования творческих
способностей дошкольников»
Развитие творческого воображения.
Методическое пособие для учителей и
воспитателей с использованием рабочей
тетради «Мой друг—головастик».

Москва Образ центр
Москва Образ центр
Обнинск. ООО
«Росток»
ИПК «Нева» С.П

Попко Е.А.
Т.А. Сидорчук
Пчёлкина Е.Л.,
Крячко В.Б

13

год
изд.
2014
2014
1998
г.
2003

Кислов А.В.
Пчелкина Е,Л.
Нестеренко
А.А
З.Г. Шустерман
С.В. Лелюх
И.Н.
Мурашковска
Е.Л. Пчелкина
Е.Л. Пчелкина
З.Г. Шустерман
З.Г. Шустерман
С.В. Лелюх,
Т.А. Сидорчук
А.В.
Лимаренко
О.М. Дьяченко

«Методика диагностики творческих
способностей дошкольников и младших
школьников»
Страна загадок.

ИПК «Нева» С.П

2009

Ростов на Дону

2003

. Новые приключения Колобка или Наука думать для больших и маленьких
«Золотой ключик» творческого мышления.»
«Картинка без запинки»

1993

Новые приключения Колобка или Наука думать для больших и маленьких
«Поваренная книга» для воспитателя
«Творческие задания «Золотого ключика»

М: ПедагогикаПресс
г. Челябинск
Санкт –
Петербург, ТОО
«ТРИЗ- ШАНС»
«Нива» СанктПетербург
ИПК «Нива»
Санкт-Петербург
М: ПедагогикаПресс
Норильск
Самара

«Талантоведение» 1-36 урок.

Владивосток

1997

«Чего на свете не бывает»

Москва
«Просвещение»
М: ПедагогикаПресс
Москва
«Просвещение»
Москва ВИТА –
пресс
Москва ВИТА –
пресс

1991

«Детский алгоритм решения изобретательских
задач»
«Задачи для изучающих ТРИЗ»

.З.Г.Шустерман
.
З.Г. Шустерман

Новые похождения Колобка или Наука думать
для больших и маленьких
«Думаем, изобретаем, открываем Мир»

Анатолий Гин

«Сказки-изобреталки от кота Потряскина»

Анатолий Гин

«150 творческих задач о том, что нас
окружает»

14

2000
1995

2009
2009
2005
1994
2001

2002
1997
2010
2010

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.