РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЗЕЛЕНЧУКСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПРИКАЗ 17.06.2021 ст. Зеленчукская № 96 Об утверждении Положения о муниципальной системе оценки качества дошкольного образования Зеленчукского муниципального района В соответствии со статьей 97 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подпунктом «б» пункта 10 перечня обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2017 № 955 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования», в целях реализации системы мониторинга эффективности руководителей образовательных учреждений Зеленчукского муниципального района ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить Положение о муниципальной системе оценки качества дошкольного образования (далее - Положение) согласно приложения. 2. Контроль за исполнением приказа возложить на методиста по дошкольному воспитанию Табункову Елену Дмитриевну. Начальник управления образования Приложение к приказу начальника В.Г. Лосева управления образования АЗМР от 17.06.2021 № 96 ПОЛОЖЕНИЕ О МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1. Общие положения 1.1. Положение о муниципальной системе оценки качества дошкольного образования (далее - Положение) устанавливает единые требования к муниципальной системе оценки качества дошкольного образования (далее - МСОКО) и определяет ее цели, задачи, принципы функционирования, организационную и функциональную структуру, организацию и технологию оценки качества образования. 1.2. МСОКО строится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Карачаево-Черкесской Республики, правовыми актами Зеленчукского муниципального района, регламентирующими реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования, настоящим Положением. 1.3. Настоящее Положение распространяется на деятельность дошкольных образовательных организаций Зеленчукского муниципального района, реализующих программы дошкольного образования, а также программы дополнительного образования. 1.4. Основными пользователями МСОКО являются: - Управление образования Администрации Зеленчукского муниципального района; - Общеобразовательные организации, реализующие программы дошкольного образования; - Воспитанники и их родители (законные представители); - Общественные организации, заинтересованные в оценке качества образования. 1.5. В настоящем Положении используются следующие термины: Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Оценка качества образования - процесс, в результате которого определяется степень соответствия образовательного процесса, условий его обеспечения и результатов образовательной деятельности системе требований к качеству образования, зафиксированных в нормативных документах. Муниципальная система оценки качества образования - совокупность способов, средств и организационных структур для установления соответствия качества образовательной деятельности и оказываемых услуг потребностям личности, общества и государства. Экспертиза - всестороннее изучение состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности на основе диагностических и оценочных процедур, осуществляемых различными субъектами МСОКО. Измерение - определение уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам. 2. Основные цели, задачи и принципы функционирования МСОКО 2.1. Цели МСОКО: создание условий для эффективного развития образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям современного инновационного социально - ориентированного развития Карачаево-Черкесской Республики; развитие в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесской Республики качества дошкольного образования посредством обновления содержания и технологий преподавания образовательных программ, вовлечения всех участников системы дошкольного образования (обучающиеся, педагоги, родители (законные представители), работодатели и представители общественных объединений) в развитие системы дошкольного образования, а также за счет обновления материальнотехнической базы и переподготовки педагогических кадров; получение объективной информации о качестве дошкольного образования в Зеленчукском муниципальном районе и тенденциях его изменения, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по совершенствованию муниципальной системы образования; прогнозирование развития муниципальной системы образования; повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг. 2.2. Основные задачи МСОКО: создание единой системы мониторинга состояния дошкольного образования в Зеленчукском муниципальном районе; информационное, статистическое, методическое, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга муниципальной системы образования; оценка состояния и эффективности деятельности дошкольных образовательных учреждений; содействие принятию обоснованных управленческих решений по совершенствованию качества дошкольного образования в Зеленчукском муниципальном районе; привлечение общественности к внешней оценке качества дошкольного образования на всех уровнях. 2.3. Основные функции МСОКО: подготовка нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию МСОКО; организационно-методическое сопровождение деятельности МСОКО; - оценка образовательных процессов, результатов и условий их достижения в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях; организация работ по экспертизе, диагностике, оценке и прогнозу основных тенденций развития системы дошкольного образования в муниципалитете; определение рейтинга муниципальных дошкольных образовательных организаций по результатам оценки качества образования; информационное обеспечение управленческих решений по проблемам повышения качества образования и развития системы образования в муниципалитете; методическое сопровождение руководителей муниципальных образовательных организаций по управлению качеством образования; методическое сопровождение становления и профессионального совершенствования работников муниципальной системы образования; обеспечение внутренних и внешних пользователей (представители исполнительной и законодательной власти, работодатели, педагогические коллективы образовательных организаций, обучающиеся, воспитанники и их родители, организации системы повышения квалификации работников образования, сопровождения и развития образования, представители общественных организаций и СМИ, широкая общественность) информацией о результатах оценки качества образования. 2.4. Принципы функционирования МСОКО: реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости; инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); объективность, достоверность, полнота и системность информации о качестве дошкольного образования в Зеленчукском муниципальном районе; - открытость и прозрачность процедур оценки качества образования; доступность информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; рефлективность, реализуемая через самооценку деятельности дошкольных образовательных организаций; минимизация системы показателей; соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования. 3. Организационная структура и функциональная характеристика муниципальной системы оценки качества образования 3.1. Организационная структура МСОКО включает Управление образования Администрации Зеленчукского муниципального района, дошкольные образовательные учреждения, общественные институты. 3.2. Функциональная характеристика МСОКО: 3.2.1. Управление образования Администрации Зеленчукского муниципального района: ания в районе; деятельности дошкольных образовательных организаций; дошкольных образовательных организациях мониторинговых исследований, контрольно-оценочных процедур; дошкольных образовательных организаций по результатам ее реализации; совершенствованию качества дошкольного образования в районе; оценки качества образования; оценивания, систему критериев и показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы дошкольного образования в Зеленчукском муниципальном районе; -технологическое сопровождение оценки качества образования; предложений по совершенствованию измерительных материалов; образовательных организациях; вает информационную поддержку МСОКО; организаций в целях оказания адресной методической и управленческой помощи; -педагогических условий и качества социально-психологического сопровождения образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях. 3.2.2. Дошкольные образовательные учреждения: дошкольной образовательной организации, включая развитие системы оценки качества образования дошкольной образовательной организации; -оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; дошкольного образования в образовательной организации; дошкольной образовательной организации, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития дошкольной образовательной организации, анализируют результаты оценки качества образования; мации о качестве образования на уровень МСОКО; образования дошкольной образовательной организации; дошкольной образовательной 3.2.3. Общественные институты: организации. системы образования; образованием; й контроль качества образования и деятельности образовательных организаций в муниципальном образовании в формах общественного наблюдения; МСОКО; казателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательных организаций, муниципальной системы образования; МСОКО. 4. Организация и технология оценки качества образования 4.1. Предусматривается два уровня организации оценочной деятельности в рамках МСОКО: — уровень дошкольной образовательной организации; — муниципальный уровень. 4.2. Объектами МСОКО в соответствии с компонентами качества образования выступают: бразовательные программы; 4.3. МСОКО включает следующие компоненты: оценки качества образования; 4.4. Каждый из компонентов МСОКО, базируясь на единой концептуальнометодологической основе оценки качества образования и подходов к его измерению и анализу, реализуется на всех уровнях оценивания. 4.5. Реализация МСОКО осуществляется посредством существующих процедур контроля и оценки качества образования: - мониторинг образовательных достижений обучающихся на разных этапах дошкольного обучения; - аттестация педагогических и руководящих работников; - статистические (государственные и ведомственные) и социологические исследования; - самооценка дошкольной образовательной организации. 4.6. Оценка качества образования осуществляется на основе принятой и утвержденной системы показателей и индикаторов, характеризующих качество условий, качество процесса, качество результата. 4.7. В качестве источников данных для МСОКО используются: - результаты по оценки качества образования: муниципальные, региональные и федеральные; - отчеты по самообследованию и самооценки дошкольных образовательных организаций; - результаты независимой общественной оценки; - результаты социальной паспортизации образовательных организаций. 4.8. Результаты МСОКО учитываются за период учебного года. 4.9. Процесс сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о качестве дошкольного образования в районе, устанавливаются нормативными правовыми документами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования. 4.10. Информация, полученная в результате экспертизы и измерения, преобразуется в форму, удобную для дальнейшего анализа, интерпретации и принятия управленческих решений. 4.11. Доведение информации до общественности о результатах оценки качества образования осуществляется посредством публикаций, публичных отчетов и аналитических докладов о состоянии качества образования в Зеленчукском муниципальном районе. 5. Критерии МСОКО для дошкольных образовательных учреждений и методика их оценивания Название Максимально возможный балл Доля от общего количества баллов (в%) Группа 1. Требования к результатам ООП 20 10 Группа 2. Требования к процессу реализации ООП 35 18 Группа 3. Здоровьесбережение в ДОУ 25 13 Группа 4. Требование к условиям реализации ООП 52 26 Группа 5. Предметно - пространственная среда 35 18 Группа 6. Материально - техническая база 30 15 Всего 197 100 Динамика развития образовательного учреждения Описание критериев Требования к результатам освоения ООП (максимум 20 баллов) 1. Оценка результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования (максимум - 10 баллов) 2. Результаты исследования уровня готовности к школьному обучению (максимально 10 баллов) Требования к процессу реализации ООП (максимум 35 балов) 1. Инновационная деятельность учреждения - Наличие инновационных площадок муниципального уровня (0 или 2 баллов) -Наличие инновационных (стажировочных, экспериментальных) площадок регионального уровня (0 или 3) - Наличие инновационных (стажировочных, экспериментальных) площадок федерального уровня (0 или 5): 2. Проведение на базе учреждения семинаров, конференций муниципального уровня (0 или 2) Проведение на базе дошкольного учреждения семинаров, конференций регионального уровня (0 или 3) Проведение на базе дошкольного учреждения семинаров, конференций федерального уровня (0 или 5) 3. Обобщение педагогического опыта (детсадовский уровень - 5 баллов; муниципальный уровень - 10 баллов; региональный уровень - 15 баллов); Здоровьесбережение в ДОУ (максимум - 25 баллов) 1. Число случаев заболевании на одного ребёнка (максимум - 10 баллов) 2. Отсутствие случаев детского травматизма во время пребывания в ДОУ (максимум - 10 баллов минус один за каждый случай) 3. Отсутствие случаев травматизма сотрудников ДОУ (максимум - 5 баллов минус один за каждый случай) Требования к условиям реализации ООП (максимум 52 балла) 1. Доля педагогов, имеющих первую и высшую квалификационную категорию (100%90% -10 баллов, 89%-70% - 5 баллов, 69%-50% - 3 балла); 2. Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации, в соответствии с требованиями ФГОС (100%-90% -10 баллов, 89%-70% - 5 баллов; 30 и менее баллов – 0 балаллов); 3. Доля педагогов, имеющих высшее педагогическое образование (100%-90% -10 баллов, 89%-70% - 5 баллов, 69%-50% - 3 балла) 4. Наличие участников профессиональных конкурсов педагогов различного уровня: муниципальный (победитель, призёр- 5 баллов; участник - 3 балла) , региональный (победитель, призёр- 7 баллов; участник - 5 балла) , всероссийский (победитель, призёр- 10 баллов; участник - 7 балла). Предметно - пространственная среда (максимум - 35 баллов) 1. Учёт принципов организации предметно - пространственной среды (максимум - 10 баллов) 2. Соответствие предметно - пространственной среды эстетическим и гигиеническим требованиям (максимум - 10 баллов) 3. Соответствие компонентов предметно - пространственной среды образовательной программе, реализуемой в ДОУ (максимум - 10 баллов) 4. Функционирование сайта ОУ в соответствии с требования к структуре и ФЗ №273 -ФЗ от 29.12.2013г. - 5 баллов Материально-техническая база (максимум - 30 баллов) 1. Выполнение требований определённых в соответствии с санитарно эпидемиологическими правилами и нормативами (без замечаний 10 баллов, замечания минус 2 балла) 2. Выполнение требований, определённых в соответствии с правилами пожарной безопасности ((без замечаний 10 баллов, замечания минус 2 балла)). 3. Соответствие требований к материально - техническому обеспечению программы (учебно - методический комплект, оборудование, оснащение мультимедийным оборудованием (предметы) (10 баллов) Отчёты по группам критериев МСОКО предоставляются в Управление образования администрации Зеленчукского муниципального района один раз в год по завершению учебного года для формирования рейтинга образовательных учреждений муниципалитета. Оформляется в форме таблицы: Название групп критериев Группа 1. Требования к результатам ООП Группа 2. Требования к процессу реализации ООП Группа 3. Здоровьесбережение в ДОУ max возможн ый балл 20 35 25 52 Группа 4. Требование к условиям реализации ООП Группа 5. Предметно - пространственная среда 35 ДОУ Группа 6. Материально - техническая база 30 Всего 197 Динамика развития образовательного учреждения Перечисленные критерии оцениваются по рейтинговому принципу ДОУ Средний итоговой работы балл за выполнение Рейтинг . . . . Организационные основы оценивания Наименование критерия Методика оценивания к то оценивает исто чник информации форм а представления Группа 1 Требования к результатам освоения ООП ДОУ 1. Результаты формирования целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования с учётом требований ФГОС ДО *ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно исследовательской деятельности, Д ОУ Диа гностика Прот окол конструирования и др.; способный выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; обладает установкой положительного отношения к миру, к разным мирам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешить конфликты; * обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; * достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности; *Развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; * способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; * проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно - следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. 2. Результаты психолого - педагогического исследования уровня готовности к школьному обучению (психологическая и ОУ социальная (мотивационная)готовность; эмоционально - волевая готовность; готовность к освоению учебной деятельностью (зрительно - моторная координация);готовность к усвоению учебной деятельностью (кратковременная память); готовность к освоению учебной деятельностью (зрительно - пространственное восприятие); готовность к освоению учебной деятельностью (логическое мышление); готовность к освоению учебной деятельностью (понятийное мышление); готовность к усвоению учебной деятельностью (понятийно - логическое мышление); готовность к освоению учебной деятельностью (речевое развитие). Д Диа гностика Прот окол Группа 2. Требование к процессу реализации ООП ДОУ 1. Наличие инновационных площадок Д ОУ сам ооценка Да/не т 2. Проведение на базе ДОУ семинаров, конференций Д ОУ 3. Обобщение педагогического опыта сам Да/не т ооценка Д ОУ сам ооценка Уров ень участия Группа 3. Здоровьесбережение в дошкольном учреждении 1. Заболеваемость в днях на одного ребенка Д ОУ 2. Количество зафиксированных несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в ДОУ 3. Количество зафиксированных несчастных случаем с сотрудниками ДОУ во время работы. ее значение ооценка Д сам ооценка ОУ Д сам ооценка ОУ Средн сам Коли чественн ая величина Коли чественн ая величина Группа 4. Условия реализации ООП ДОУ 1. Доля педагогов, имеющих первую и высшую квалификационную категорию 2. Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации, в соответствии с требованиями ФГОС Д ОУ сам ооценка Д ОУ сам ооценка 3. Доля педагогов, имеющих высшее педагогическое образование ОУ Д 4. Наличие участников профессиональных конкурсов педагогов различного уровня: муниципальный ОУ Д % от всех педагогов % от всех педагогов сам % от сам всех педагогов % от всех педагогов ооценка ооценка Группа 5. Предметно - пространственная среда 1. Оснащение предметно - пространственной среды с учётом требований ФГОС ДО ОУ Д 2. Соответствие предметно - пространственной среды эстетическим и гигиеническим требованиям. ОУ З.Соответствие предметно - пространственной среды содержанию образовательной программы ДОУ ОУ 4.Функционирование школьного сайта в соответствии с требования к структуре и ФЗ №273 -ФЗ от 29.12.2013г ОУ Д сам ооценка балл ы сам ооценка Д балл ы сам ооценка Д балл ы сам ооценка балл ы Группа 6. Материально-техническая база 1. Готовность ДОУ к образовательной деятельности по результатам проверки Роспотребнадзора ОУ Д 2. Готовность ДОУ к образовательной деятельности по результатам проверки Госпожнадзора. ОУ 3. Наличие учебно методической ОУ литературы, наглядного, демонстрационного материала для проведения занятий, оборудования для проведения занятий по физической культуре, мультимедийной техники. Д сам ооценка балл ы сам ооценка Д балл ы сам ооценка балл ы